Прошлые домены больше не функционируют, используйте адрес
ARHIVACH.HK.
24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
В научных исследованиях социологов, психологов и культурологов делается вывод о том, что советский человек как тип личности никуда не исчез с распадом СССР, а продолжает существовать в современной России и воспроизводиться в новых поколениях. Именно это обстоятельство является одной из фундаментальных проблем современной России, с которой связаны и все остальные. Имея такой «человеческий материал», который достался от СССР, очень трудно создать новое здоровое общество.
Однако важно понимать, что Homo soveticus редко встречается в его «чистом», самом отвратительном виде, который в свое время был изображен А. Зиновьевым – чаще всего в «советском человеке» сохранялось и много хороших черт старого русского человека. Собственно, именно за счет этих «пережитков», которые не смог уничтожить советский строй, Россия еще продолжает существовать. Поэтому Homo soveticus нужно знать «в лицо», чтобы не путать его с русским человеком. Известный социолог Юрий Левада и его исследовательская группа изучали феномен Homo soveticus уже в 1990-е годы и выделили его главные характеристики. Стоит перечислить эти характеристики и указать на их противоположность русскому человеку.
Характеристики эти следующие:
1) Безразличие к качеству своего труда. Это результат 70-летней советской экономики. В ней часто применялись элементы стимулирования труда сдельной оплатой, премиями и другими бонусами, но в целом это была экономика, в которой главным был «закон халявы»: как бы поменьше работать и при этом побольше получать от государства как единственного собственника. Это совершенно неизбежно в условиях распределительной экономики, в которой нет частной собственности. Воспитывалась психология паразитизма, которая к 1980-м годам стала тотальной.
В той экономике, которая существовала до 1917 года в России, «безразличие к качеству своего труда» было абсолютно невозможно, т. к. качеством и количеством труда определялось его вознаграждение. Трудяга-крестьянин был зажиточным, лентяй — бедным. То же самое и во всех других профессиях. Поэтому 90% предпринимателей перед 1917 годом были выходцами из крестьян – вплоть до тогдашних «олигархов».
2) Воровство с рабочих мест. Это явление было тотальным и не вызывало осуждения. В книге «Погружение во тьму» Олег Васильевич Волков пишет уже о 1950-х годах: «Рабочие воруют и тащат из цехов что попало (привратник за мзду отведет глаза!), торговцы обвешивают и обманывают напропалую, хозяйственники и бухгалтеры монтируют головоломные мошеннические комбинации, начальники берут взятки, безнаказанно грабят казну, ржа коррупции разъедает вузы и больницы, все ступени служебной зависимости, любые общественные организации».
3) Отсутствие инициативы и уклонение от любой личной ответственности. Это качество также воспитано советской тоталитарной системой и было совершенно невозможным до 1917 года. Как писал тот же О. Волков, если помыслить «шесть десятилетий запрета на собственное мнение, лишение права высказывания, отучившие людей мыслить и поощрявшие лакейскую психологию, то надо еще подивиться вскормленной вековыми традициями нравственной силе русского народа, не давшей ему одичать окончательно, встать на четвереньки и благодарно забулькать у корыта со скудным кормом, возле которого его обрекли топтаться…»
4) Заниженные амбиции. А это качество, в отличие от остальных, во многом как раз является не только советским, но и русским. Скромность и смирение, труд не для карьеры, а во славу Божию – это основа русской нравственности. Однако в советский период даже и оно было извращено и приобрело негативные черты: человек здесь понимал, что в жизни ничего не изменишь, поэтому и не пытался. Но с другой стороны, именно в советский период карьеризм в его самой грубой форме стал массовым.
5) Безропотное подчинение любым действиям властей, приспособленчество. Здесь уже особые пояснения не нужны, все и так понятно: за любое серьезное неподчинение грозила тюрьма.
6) Готовность выполнять любые, даже безнравственные распоряжения. Это естественное продолжение предыдущего качества порабощенного народа.
7) Склонность к пьянству. Если Российская Империя была на последнем месте в Европе по потреблению алкоголя, то СССР уже в 1980-м году стал одним из мировых лидеров по этому показателю. Деревня с 1960-х годов спивалась почти тотально. Пьянство – это естественная компенсация унылой, бессмысленной жизни без Бога и без перспектив.
8) Подозрительность. Это естественное качество людей, которое воспитывается в тоталитарной системе, где все «стучат» на всех.
9) Лукавство. Это то же самое естественное качество людей, которое воспитывается в тоталитарной системе, где нужно постоянно скрывать свои мысли и цели, чтобы не быть разоблаченным и наказанным.
Однако в этом списке отсутствует 10-й, самый главный, не внешний, касающийся способа жизни, а внутренний признак, который социологи не стали озвучивать, поскольку он представляет собой, по их терминологии, «ценностное суждение», которое в социологии не считается «научным». Однако самые важные вещи часто и не бывают «научными». Самое главное, «родовое» качество Homo soveticus, за которое его и назвали «Шариковым», – это невежество, хамство и «быдлячество». «Образование», которое давали в СССР могло быть неплохим в узкопрофессиональном плане, но оно же внушало людям самое дикое и примитивное безбожное мировоззрение.
Вот характерный пример. Невежественный графоман Ю. Мухин, автор книги «СССР – потерянный рай», свой опус начинает с рассуждений о «человекообразных животных», которых он называет «чижами» (чж). Это уже само по себе хамство, которое показывает, что автор воспитывался среди быдла и шпаны, и сам стал таким же. Но самое смешное здесь в том, что характеристике этих «чижей» лучше всего соответствует сам Ю. Мухин. Это безбожник, живущий исключительно своими животными потребностями и интересами, лишенный нравственности (она подменена у него «правилами жизни», целиком взятыми из среды дворовой шпаны). Все это хорошо видно из его биографии, которую он излагает в своем опусе.
Но, кроме хамства, здесь присутствует еще и «быдлячество», то есть стремление унизить тех, кто благороднее и умнее тебя. В качестве примера «чижей» Ю. Мухин выбрал русское дворянство и святого царя Николая Второго. Степень невежества и глупости рассуждений автора сего опуса здесь просто зашкаливает, и трудно отделаться от ощущения, что писал это не просто клинический хам, но и клинический идиот. Впрочем, и без этого очевидно, что человек, для которого «СССР – рай», и не может быть другим. Именно такого «чижа» сознательно выращивал СССР.