24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Это одно из самых «закрытых» для общения племён. Джарава изредка вступают в стычки с индийскими поселенцами, когда нарушают пределы их владений. Долгое время не удавалось установить с этим племенем дружеских контактов. Только антропологи изредка посещали районы проживания джарава, оставляя на берегу подарки - ткани, гроздья бананов, пакеты риса. Однако все эти дары до недавнего времени отвергались. Их выбрасывали в море. В 1974 году представители индийской миссионерской службы по делам аборигенов сумели добиться расположения этого племени. Островная администрация регулярно, раз в месяц, доставляет племени «гуманитарную помощь» в виде риса. Мешки с продовольствием складывают на берегу, ночью их забирают представители племени. Местным индийцам запрещено общаться с людьми джарава и программа сведена к минимуму к концу 1990-х после ряда враждебных столкновений, приведших к смертельным исходам, и из-за опасения внесения болезней в их группу. Власти объявили районы их обитания заповедными и закрытыми для посещения и лесоразработок.
• Сентинельцы - один коренных народов также проживающих на Андаманских островах, Бенгальского залива. Сентинельцы весьма враждебны по отношению к любым незнакомцам и требуют активных показов мирных намерений прежде, чем позволяют чужеземцам подойти на расстояние выстрела из лука. Предпринимаемые в конце 1960-х попытки оставления им материальных ценностей привели к тому, что сентинельцы стали использовать домашнюю утварь и металлические объекты в быту, кокосы были ими съедены, но не были посажены, свиньи не были съедены, но были убиты и похоронены, словно куклы. Красные ведра были приняты с очевидным восхищением, в то время как зелёные были отвергнуты.
Остров де-факто является автономией под индийским протекторатом.
В 2006 году сентинельские стрелки убили двух рыбаков, которые осуществляли незаконный лов в границах острова, и прогнали градом стрел вертолёт, который был послан, чтобы забрать тела. До сегодняшнего дня тела рыбаков так и не были забраны, однако нисходящий поток воздуха от двигателей посланного вертолёта обнажил тела двух этих рыбаков, которые были похоронены сентинельцами в неглубоких могилах.
Сентинельцы могли прожить в практически полной изоляции до 60 тысяч лет, до сих пор так и не научившись добывать огонь (вместо этого у них существует замысловатая процедура хранения тлеющих полешек и горящих углей в глиняных сосудах). Ведут образ жизни охотников-собирателей, добывая себе пропитание охотой, рыбной ловлей и сбором дикоросов; нет никаких свидетельств ведения сельскохозяйственной деятельности. Их жильё представляет собой либо хижину по типу убежища, без стен и пола, иногда выложенную листьями, которая предоставляет достаточно места для семьи из 3-4 человек и их вещей, либо это может быть коммунальная хижина площадью до нескольких дюжин квадратных метров, построенная более продуманно с поднятыми полами и разделяемая несколькими семьями. Занятие металлообработкой не засвидетельствовано, поскольку сырье на острове, как установлено, встречается чрезвычайно редко.
• Тьыт, тит группа этнических общностей во Вьетнаме (провинция Биньчитхиен), численностью 6,5 тыс. человек. Предположительно тит - потомки обособившихся изолированных групп древних вьетов.
Основные занятия - охота, примитивное рыболовство и собирательство. С середины XX века начали переходить к подсечно-огневому земледелию и разводить домашнюю птицу. Основные сельскохозяйственные культуры - рис, кукуруза, таро, батат, табак.
Тит ведут оседлый образ жизни, но их дома временные. Сохраняются пережитки родового строя. Каждый род имеет своего вождя и алтарь для поклонения общему предку.
Сохраняют традиционные верования (культ предков, анимизм). Традиционные жилища народов тит - хижины или в пещеры на склонах гор. Основная пища - мука саговой пальмы и мясо мелких обезьян.
- Путешествуя по Южной Америке, я захотел снять жизнь неконтактного племени, которое обитает в лесу без всякой связи с «большой землёй». Вскоре меня вывели на представителей племени айорео, и я провёл с ними пять недель. Моей целью было показать, как живут люди вне цивилизации.
• Айорео. История айорео, вся их жизнь тесно связана с лесом, в котором они рождаются и умирают. Племя, которое я снимал в лесах Парагвая, вынуждено бороться за свой образ жизни - в Южной Америке сейчас идёт массовая вырубка лесов под застройку, и если её не остановить, этнические племена вымрут. Нельзя взять этих людей и вырвать из привычной среды. Дети, рождённые в лесу, не смогут выжить в городе.
Контакты с цивилизацией. Люди этого племени удивили меня своей физической силой и выносливостью. Многие аборигены, которые продолжают жить в лесу, никогда в жизни не простуживались. Контакты с окружающим миром не только нарушают привычный их уклад жизни, но и подрывают жизненную силу. В 1961 году религиозная секта «Новые племена» вышла на связь с айорео, и для племени этот контакт с представителями «большой земли» - первый в их жизни! - оказался фатальным. Члены секты начали изучать с индейцами Библию, пытаясь обратить их в христианство, но вместо этого ненамеренно заразили племя корью и гриппом - большая часть айорео погибла, поскольку не обладала иммунитетом к этим болезням. Выжившие члены общины подвергались постоянному давлению миссионеров, которые намеревались насильно их социализировать и интегрировать в общество.
• Тагаери, или дикие Аука, или «красные ноги» - единственный клан индейцев ваорани, отказавшийся от контактов с цивилизацией. Еще в 1968 году, после первых посещений этих земель протестантскими миссионерами, между ваорани возникли разногласия относительно дальнейших контактов с представителями внешнего мира. Часть людей во главе с предводителем Тара ушли в глубину леса и на протяжении десятилетий препятствуют проникновению туда кого бы то ни было.
Говорят, их осталось не более 30 человек и молодое поколение уже не так рьяно придерживается образа жизни предков: периодически молодые тагаери выходят в деревни оседлых ваорани, осуществляя натуральный обмен.
• Пираха или пирахан - небольшая (около 420 человек) индейская народность, проживающая в Бразилии. Обладает уникальной культурой охотников-собирателей, привлекающей большое внимание антропологов и лингвистов. Относится к муранской этнической группе.
Пираха добывают пищу охотой и собирательством, не имеют представления о запасении пищи. Говорят на языке пирахан, известном своим очень ограниченным словарным запасом в отношении общих понятий, отсутствием местоимений, числительных и рекурсии.
У пираха, по всей видимости, вообще отсутствует концепция времени. Также отсутствуют такие понятия как стыд, вина и обида. Индейцы пираха считают, что продолжительный сон вреден, поэтому спят короткими отрезками и не имеют режима дня. Пираха верят в духов леса, но не имеют религии, обрядов, представлений о боге или божествах.
По мере взросления и старения пираха меняют имена, в среднем один раз в 6-8 лет. Они считают, что когда человек чувствует, что с возрастом стал другим, ему нужно сменить имя. Пираха считают сновидения частью своего реального жизненного опыта и говорят о событиях сна так, словно бы это произошло в реальности.
По утверждению исследователя Дэниэла Эверета, посвятившего пираха более 30 лет, эти индейцы обладают огромной жизнерадостностью.