24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Никола – второй после бога заступник. Покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод, милостивый святой, заступник от всех бед и несчастий.
«Раз в осеннюю пору увязил мужик воз на дороге. Знамо, какие у нас дороги; а тут еще случилось осенью – так и говорить нечего! Мимо идет Касьян-угодник. Мужик не узнал его и давай просить: «Помоги, родимой, воз вытащить!» – «Поди ты, – сказал ему Касьян-угодник, – есть мне когда с вами валандаться!» Да и пошел своею дорогою. Немного спустя идет тут же Никола-угодник. «Батюшка, – завопил опять мужик, – батюшка! Помоги мне воз вытащить!» Никола-угодник и помог ему.
Вот пришли Касьян-угодник и Никола-угодник к богу в рай. «Где ты был, Касьян-угодник?» – спросил бог. «Я был на земле, – отвечал тот, – прилучилось мне идти мимо мужика, у которого воз завяз; он попросил меня: помоги, говорит, воз вытащить; да я не стал марать райского платья». – «Ну а ты где так выпачкался?» – спросил бог у Николы-угодника. «Я был на земле; шел по той же дороге и помог мужику вытащить воз», – ответил Никола-угодник. «Слушай, Касьян, – сказал тогда бог, – не помог ты мужику. За то будут тебе через три года служить молебны. А тебе, Никола-угодник, за то, что помог мужику воз вытащить, будут служить молебны два раза в год». С тех пор так и сделалось: Касьяну в високосный год служат молебны, а Николе два раза в год».
Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле.
-
Один Никола травный, другой морозный.
Никола зимний лошадь на двор загонит, Никола вешний лошадь откормит.
Какой день в Николу зимнего, такой и в Николу летнего.
Никола загвоздит, что Егорий намостит.
Хвали зиму после Николина дня.
Первые серьезные морозы – Никольские.
Подошел бы Николин день, будет и зима.
Коли на Михайлов день зима закует, то на Николу раскует.
Провезли зиму на санках до Николы, вот тебе и оттепель.
Коли на Николин день след заметает, дороге не стоять.
Перед Николой иней – овсы хороши будут.
Иней на Николу – к урожаю.
Очень важной датой считался Николин день в Поморье: здесь он являлся границей зимней и осенней путины. К этому времени заканчивался лов семги, наваги, камбалы, мурманский тресковый лов – и промышленники возвращались домой. С Николы зимнего начинался морской зверобойный промысел и подледный лов наваги и сельди.
К Николе зимнему приурочивалась распродажа лишнего хлеба, от урожая зависели и цены:
Никольский торг всему указ.
Цены на хлеб строит Никольский торг.
Никольский обоз для боярской казны дороже золота.
Во многих местах России с Николина дня справляли так называемую «никольщину». Праздновали в течение нескольких дней, обязательно вскладчину, с большим количеством пива или браги из зерна нового урожая. «В отличие от прочих это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. Общее веселье и охота на пиво длятся не менее 3–4 дней, при съезде всех ближайших родственников», и непременно приглашались соседи. «Неладно бывает тому, кто отказывается от складчины и уклоняется от празднования: такого хозяина изводят насмешками в течение круглого года».
В Николин день во всяком доме пиво.
Хороша Никольщина пивом да пирогами.
Для кума Никольщина бражку варит, для кумы пирожки печет.
Никольщина не ходит с поклоном на барский двор.
На Никольщину зови друга и недруга.
На Никольщину зови друга, зови ворога – оба будут друзья.
Горевал мужик по Никольщине, зачем она не целый год живет.
Никольскую брагу пьют, а за Никольское похмелье бьют.
(Случалось, что в праздничные дни спускали то, что трудом наживалось в течение месяцев.)
Что наковал, то и прониколил. Дониколился до сумы.
Знать мужика, что Никольщину справлял, коли на голове шапка не держится (Воронежская губ.).
-
Зимою начало сватовства – Николин день. Служат молебны те, кто думает женить или жениться.
Выбирай не невесту, а сваху.
У доброй свахи женихи с невестами все на перечете.
Без нашей свахи и девка не заневестится.
Сваха лукавая – змея семиглавая.
Никто против свахи не соврет.
Одна только сваха за чужую душу божится.
Чужую сторону никто против свахи не нахвалит.
Сваха чужие грехи на душу принимает.
На свашенькиных речах хоть садись да катись.
Люди хвастают – не перелезешь; сват схвастает – на коне не перескочишь.
Свату первая чарка и первая палка.
Хорошую невесту и на печи найдут.
Худ жених сватается – хорошему путь кажет.
Не заламывай рябинку не вызревшу; не сватай девку, не вызнавши.
Один женился – свет увидел, другой женился – с головой пропал.
Не кайся, рано вставши; кайся, рано женившись.
Доброю женою и муж честен.
С Николы молодежь начинала подготовку к святочным посиделкам, договаривались об откупе избы у какой-нибудь бедной одинокой старухи или у вдовы, заготавливали дрова, лучины, наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного народного театра.
На Николу на вечерке не работают, «совсем не берут прялиц да швеек или если и берут, так разве для славы. Придут молодцы и скажут:
– Ну-ко, девицы красны – песенку нам! – не отказывать станешь. В этих случаях поют уж не проголосные песни, а особые, которые поются скоро и неизбежно оканчиваются приглашением поцеловаться. Вот одна из таких песен:
Косят девки лебеду, лебеду
Телятишкам на еду, на еду.
Телятишки не едят травку,
Разженатый не целуй девку.
Хоть того хуже холостой, холостой,
Разженатой под палатями постой.
Поцелуй-ко меня, парень молодой.
Во время пения подобных песен молодцы ходят по комнате взад и вперед, взявшись за руки, и по окончании приглашают девиц целоваться» (Тюменский край).