24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Январь – году начало, зиме середка.
Январь-батюшка год начинает, зиму величает.
Месяц январь – зимы государь.
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.
В январе и горшок на печи замерзает.
Январь – весне дедушка.
Январю-батюшке морозы, февралю – метелицы.
-
Новый год – к весне поворот.
Новый год – одно из самых главных событий в жизни земледельца. По первому дню года старались узнать о характере следующих дней и месяцев, об урожае, о судьбе своей и близких людей в предстоящем году.
Если на Новый год небо звездное – к урожаю.
На Новый год звезд густо – ягоды будут (Пинежье).
Сильный ветер в этот день обещает урожай орехов, а месячная звездная ночь – урожай гороха и чечевицы. Но если ночь будет безлунная и беззвездная, горох и чечевица не родятся, тогда их сеют мало, а то и вовсе не сеют (Тамбовская губ.).
Если на Новый год заряно ночью, то горох уродится (Воронежская губ.).
На Новый год пасмурно – будет пшеница зановитая (Воронежская губ.).
В Новый год сильный мороз и малый снежок – к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега – к неурожаю.
Если в Новый год тепло – рожь будет хороша (Урал).
Крестьяне Тамбовской губернии замечали, что если поутру в Новый год «бывает на деревьях густой иней, то год будет хлебородный, а если его не бывает – нехлебородный».
Воронежцы примечали: «1 января если до обеда будет пасмурно, а после обеда ясно – поздний сев лучше; если наоборот – то хуже».
Желая узнать, будет ли наступающий год урожайным или нет, крестьянин, пришедший от заутрени, идет на перекресток, чертит палкой или пальцем на земле крест, прилегает к тому месту ухом и слушает: если послышится, что едут сани с грузом, год будет урожайный, если пустые – неурожайный.
По приходе от утрени, в Новый год, домохозяева уходят на гумно и зубами выдергивают из кладушек былинки: если выдернется былинка с колосом, полным зерном – год должен быть урожайный, а если с тощим колосом, то неурожайный.
В тот же день выдергивают из кладушек по горсти колосьев всякого хлеба и, связав их снопиками, ставят на ночь на открытом месте; поутру осматривают: тот из них, который покроется инеем, обещает урожай. <...> Накануне Нового года односемьяне берут по прутику и ставят рядом во дворе: чей прутик упадет, тот в будущий год умрет. Еще: ложатся на ток, где молотят хлеб, и слушают: если под гадающим застучит, то он в будущий год умрет; если зазвенит – будет женат (девушка выйдет замуж); если слышна будет молотьба – будет богат (Тамбовская губ.).
Очищают 12 луковиц от верхних чешуек, насыпают на каждую луковицу по кучке соли и кладут их на ночь на печь. Смотря по тому, на какой луковице за ночь соль смокреет, такой по счету месяц будет дождливый (Харьковская губ.).
Последнее гадание было чрезвычайно распространено и варьировалось лишь в мелких деталях. К примеру, в Воронежской губ. крестьяне поступали следующим образом: требовалось «взять луковицу и вынуть из нее 12 чашечек по числу месяцев. Насыпать в них соли и поставить на окно на ночь под Новый год. Как к заутрене зазвонят, пересмотреть эти чашечки. В какой чашечке и как (степень) отвлажила соль или нет, тот месяц будет влажный, дождливый или сухой».
В Новгородской, Воронежской, Вятской и других губерниях существовало гадание по ложкам: «наливают в ложки воды по числу членов семейства и выставляют на мороз. Если в чьей-либо ложке вода замерзнет ямой, тот умрет в этом году», или «в чьей ложке вода замерзнет бугром, тот проживет очень долго».
Метут под Новый год под столом, и если есть зерно хлебное – к замужеству.
После вечери ходят дивчины подслушивать под окна: если богу молятся, то замуж выйдет (подслушивающая) в этом году.
Для того чтобы узнать, жених (или невеста) большого или малого роста, надо под Новый год идти в сарай с дровами и сразу взять полено. Если большое, то большого роста, и наоборот.
Если ясно на Новый год, то год прекрасный.
Магия первого дня, любого начала (как начнешь, так и пойдет) послужили основой целого ряда примет, запретов, правил поведения, относящихся к Новому году.
Если на Новый год что-либо случилось с человеком, то будет случаться с ним целый год.
Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков (и наоборот).
Если на Новый год кто чихает, то к своему благополучию, будет весь год счастливым.
Если в Новый год гости, то весь год гости (Новгородская губ.).
Особый смысл придавали девушки обычаю одеваться в первый день Нового года во все новое и в продолжение дня несколько раз переодеваться, чтобы у всех всегда были
обновы. (Псковская губ.)
В Новый год первому покупателю отдают товар за дешевую цену, придерживаясь пословицы «дорог почин».
Не следует в Новый год платить долгов – весь год будешь расплачиваться.
Повсеместно не разрешалось в первый день года выполнять тяжелую и грязную работу – иначе весь год пройдет в сплошном тяжелом труде без отдыха.
Если в Новый год постучать в дерево груши или яблони, то на этом дереве будет обильный урожай.
Женщины под Новый год ни под каким видом не играют в карты: будто бы курицы будут клевать огурцы (Новгородская губ.).
В каждом доме старались сделать новогодний стол богатым. Сытная, разнообразная еда 1 января как бы вынуждала и все остальные дни сохранять достаток и изобилие кушаний: главным угощением был молочный поросенок – «У людей зажиточных целую неделю стоит на столе свиная голова», подается жареная свинина.
Чтобы обеспечить благополучие наступающего года, по традиции, ему следовало устроить радостную, приветливую встречу.
В некоторых деревнях Псковской губ., например, перед полночью собирались в избе стар и млад. Один из парней или молодых мужиков наряжался стариком, надевал старую, оборванную одежду, другой – обычно подросток или мальчик – надевал красную рубашку, специально приготовленную для этого случая белую шапку с кисточками и обшитую галунами. «Старик» – уходящий год – садился на стул посредине избы. Ровно в полночь в избу радостно вбегал мальчишка – Новый год, сталкивал со стула своего предшественника и садился на его место. Старый год при общих криках, насмешках, погоняемый голиком, выталкивался вон из избы. Все поздравляли друг друга с Новым годом и желали каждому здоровья и добра:
С Новым годом!
Со всем родом!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили!
Дети, приплясывая, выкрикивали:
Новый год пришел,
Старый угнал,
Себя показал!
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!
Соседи, родственники, дети ходили из дома в дом под видом «сеятелей», бросали горсть зерна в красный угол и пели-выкрикивали:
Сею-вею, подсеваю,
С Новым годом поздравляю!
Со скотом, с животом,
С малым детушкам,
С малолетушкам!
Сколь на кусточке веточек,
Столь бы у вас было детушек!
С Новым годом, хозяин с хозяюшкой!
В Сибири (откуда взят последний пример) обряд посевания сопровождался повсюду сходными приговорами:
Сею-вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись, пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле – копнами,
На столе – пирогами!
С Новым годом, с новым счастьем, хозяин, хозяюшка!
В Брянской области еще совсем недавно в Новый год появлялся на пороге молодой парень с севней в руках и, рассыпая овес по избе, приговаривал нараспев:
Сею-вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
Чтоб здоровеньки были,
Много лет жили! –
а после поздравления и благопожеланий требовал угощения, как то предписывалось давним обычаем:
Открывайте сундучок,
Подавайте пятачок,
Хоть блин,
Хоть сала клин!
Каждый хозяин, заботясь об урожае и здоровье, считал обязательным хорошенько угостить засевальщиков, в Воронежской же губернии первых засевальщиков просили присесть у порога или на лавку – «чтоб раньше квочки садились».