24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
О чем открытому небу помолишься, то сбудется.
Наступают знаменитые крещенские морозы.
Трещи, мороз, не трещи, а минули Водокрещи.
Дуй, не дуй, не к рождеству пошло, а к великодню (Пасхе).
В окна иньевый овес – знобит мороз.
Коли силен мороз на Водокрещи – на хлеба не ропщи.
Снегу под Крещенье надует, хлеба прибудет.
На Богоявление снег хлопьями – к урожаю, ясный день – к неурожаю.
В Крещенье метель, и на Святой метель.
Если на Крещенье подымаются сильные вихри, то к хорошему роению пчел. (Воронежская губ.)
На Богоявление день теплый – хлеб будет темный (т. е. густой).
В Крещение в полдень синие облака – к урожаю. (Вятская губ.)
Звездистая ночь на Богоявление – урожай на горох и ягоды.
На Крещенье много звезд, так красных ягод много будет, звезды на Рождество – черницы будет много. (Пинежье.)
Коли в Крещенье собаки много лают, будет много зверя и дичи. (Пермская губ.)
Пасмурное небо, идущий снег и большой иней в этот день предвещают плодородный год.
Если небо повсюду будет пасмурно, то всякому хлебу будет род; если же на одной только восточной стороне, то хорошо уродится рожь, на западной – овес, на южной – просо, на северной – греча. (Тамбовская губ.)
Главное событие Крещения – большого христианского праздника – водосвятие, для него в одном из водоемов на издавна установленном месте делается прорубь – Иордань. Участие в торжественном крестном ходе, молебствие, получение святой воды – этим не исчерпывалось для крестьянина значение водосвятия. Важным оказывалось все, что так или иначе связывалось с Иорданью, например, погодные явления:
Если во время литургии, особенно во время хождения на воду идет снег, то будущий год ожидается хлебородный, а от пчел получится много роев.
Коли идут на воду в туман, должно быть много хлеба.
Если стояло облачное небо, то хлеб на весну родится, а ясное – ждать неурожайного года. (Тюменская губ.)
В Крещение смотрели за рекой: если вода в межень выпадет, то это к доброму году – и летом в межень выпадет. А не выпадет в межень, то и летом не выпадет – все сено потопит, как летом большая вода выпадет. (Пинежье.)
Коли прорубь в Иордани полна воды, разлив будет большой.
Верили и в то, что сама прорубь и место вокруг нее обладают чудесной силой.
После водосвятия втыкали в прорубь палку, чтобы голуби или пчелы плодились.
В прорубь втыкают кнут, чтобы лошади шли ко двору. (Воронежская губ.)
В день Крещения господня, после молебна на реке, купаются в ней раздетые: больные – излечиться от болезни, а наряжавшиеся в маски под Новый год – очиститься от греха.
На Крещение в Вологодской, Казанской и других губерниях в прошлом веке устраивались смотрины. Наряженные девушки выстраивались около Иордани или на берегу, а парни выглядывали себе невест. «В Кадниковском уезде Вологодской губ. на Крещение девушки из окрестных деревень съезжались в с. Никольское. Наряд каждой состоял из нескольких рубашек. Нижняя была с двумя красными полосами, на нее надевали еще четыре или пять разукрашенных рубах, затем – сарафан и три или четыре передника, вышитых как рубашки. Сверху надевалась овчинная шубка, опушенная мехом. После Иордани девушки выстраивались возле церковной ограды, а одна из женщин (выбранная несколькими женихами) раздвигала им полы шубок, показывала передники, рубашки (до нижней с красными полосами), а женихи судили об умении невесты ткать, шить, вышивать, а также, вероятно, об ее материальном обеспечении».
Последне времечко гуляю,
Молодой мальчишка, я:
После Крещенья повенчают,
Кончится гульба моя.
(Тверская губ.)
-
Чтобы избавиться от нечисти, в богоявленскую ночь накануне Крещения «толпа молодых парней верхом на лошадях носится по всем дворам, бьет метлами и кнутами по всем темным углам и закоулкам с заклинанием, криком и визгом». Вдобавок к этому на окнах, дверях, ставнях рисуют мелом кресты.
Заканчиваются святки с их весельем, гаданиями, ряжением, праздничным беспутством и озорством Иорданью – водосвятием на Крещение.
«Грешные и смелые люди считают своею святою, непременною обязанностью окунуться в прорубь возле Иордани и смыть с себя тяжкие грехи святочных игр, ряжения и маски».