24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
На Сороки день с ночью меряются.
Зима кончается, весна начинается.
Веселитеся, подружки,
К нам весна скоро придет,
Весна придет, солнце
взойдет,
Сгонит снéжки, с гор белóй
мороз.
Разольются быстры речки,
Все мелкие да ручейкá.
Расцветут в поле цветочки,
Все ракитовы кустá.
Промежý этих кусточков
Волга-речка протекла.
А на этих на кусточках
Мелки пташечки поют,
Мелки пташки, канарейки,
Весело больно поют.
(Белозерье)
Во что Сороки, в то и Петровки (с 12 июля, сенокосная пора).
Сорок мучеников – сорок утренников (предстоит еще сорок заморозков).
С 22 марта и до Зосимы-пчельника (30 апреля) считается сорок утренних морозов. Если утренники с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет теплое.
Если на сорок святых пал мороз, то урожай на просо.
Гречу следует сеять пропустя сорок морозов после сорока мучеников.
На Сороки хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков – «сороки святые – колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая:
Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся,
Подобру-поздорову!
Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года и не станет мешать крестьянам в их посевных, весенних работах.
Сорок сороков птиц на Сороки прилетает.
На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут.
Увидел скворца – весна у крыльца.
На Сороки сорока кладет на гнездо сорок палочек.
На Сороки мальчики сельские выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепочек.
У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок.
Сколько проталинков – столько и жаворонков.
«Бывает, – уверяют опытные старики крестьяне, – что прилетают жаворонки и раньше, да только те непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на Сороки прилетит, тот настоящий, он не сдохнет».
На Сороки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т. п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:
Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
В Орловской губ. дети выкрикивали по-другому:
Уж вы, кулички-жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
Весна-красна, на чем пришла?
- На сошечке, на бороночке,
На лошадиной голове,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку,
На пшеничном зернышку-у-у!
Заклички в разных местах отличались друг от друга, хотя одновременно были и похожи:
Жаворонок,
Жаворонок!
На тебе зиму,
А нам лето!
На тебе сани,
А нам телегу!
(Рязанская губ.)
Уж ты пташечка,
Ты залетная
Ты слетай
На синё море,
Ты возьми
Ключи весенние,
Замкни зиму,
Отомкни лето!
(Смоленская губ.)
Ты пчелынька,
Пчела ярая!
Ты вылети с заморья,
Ты вынеси ключики,
Отомкни летичко,
Летичко теплое,
Лето хлебородное!
Жаворонки,
Перепёлушки,
Птички-ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную,
Весну красную
Принесите нам!
На жердочке,
На бороздочке,
И с сохой, и с бороной,
И с кобылой вороной,
С пряльцем, с донцем,
С кривым веретенцем!
Зима нам надоела,
Хлеб и сено поела,
Ручки-ножки познобила,
Скотинушку поморила!
(Оренбургская губ.)
Жаворóнки,
Жаворонки,
Прилетите!
Краснý вёсну
Принесите!
Зиму холодну
Унесите!
Галки, галки,
Принесите по палке!
Голубóчки,
Голубóчки,
Принесите
По клубочку!
Принесите
По мотýшке!
Синицы, синицы,
Принесите по спице!
Канарейки,
Канарейки,
Принесите по швейке!
Чечетки, чечетки,
Принесите по щетке!
Тóгда, утки,
Дуйте в дудки,
Тараканы –
В барабаны!
Кýкушки, кукýшки,
(Саратовская губ.)
Птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине, или, как в Орловской губ., дети отдавали матери со словами:
«Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».
Дети Калужской губернии на сороки «влезают с «птушками» на повети, на пелёды (стенки овинов), на крыши сараев, овинов, и оставляют их там; сажают их на костры, на лозы, на ракиты, на рябины, на дубы; на плетни в садах, на яблони; жаворонков кладут также на землю, на проталинки – на холмах, курганах».
На Рязанщине дети носили испеченных «жаворонков» в поле, надевали их на вилы и кликали лето, обращаясь к «жаворонку»: «Нá тебе зиму, а нам лето! Нá тебе сани,а нам телегу!» Или же девушки брали их с собой на гумна, где пели что есть силы, как можно громче:
Лето, лето, вылазь из
подклета
А ты, зима, иди туда –
С сугробами высокими,
С сосульками с морозными,
С санями, с подсанками!
А ты, лето – иди сюда, –
С сохой, с бороной,
С кобылой вороной!
Лето теплое, хлебородное!
Затем пышки съедались, частью вешались на колья: чтобы гумно всегда было полно хлебом.
В деревнях Пензенской губ. по печеным жаворонкам гадали взрослые: в птичек запекали кольцо, монетку, щепку, уголек и т. п., по тому, что кому достанется, «узнавали» о предстоящей участи: кольцо – к свадьбе, щепка – гроб, монетка – богатство...
Новгородцы приготовляли в этот день из теста птичек по числу лиц, составляющих семейство; в одну из них запекали небольшую монету. Во время обеда каждый брал по птичке, и тот, кому доставалась с монеткой, считался на весь год счастливейшим. Найденную монету хранят на божнице или носят с собой для счастья.
В ряде мест на Сороки с помощью подобных птичек выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запеклась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.