24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Основные обряды, поступки, действия, связанные с вербной неделей, совершались в воскресный день.
Вербное воскресенье проходит под знаком освященной вербы. Растение это, особенно сережки, распустившиеся почки, повсеместно считалось целебным, наделенным особой силой.
В Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и обязательно скармливали его скотине (Ярославская губ.).
В костромских селениях пекли «барашки» – печенье в форме вербных почек.
По верованию крестьян, если съесть девять вербных сережек, то это предохранит от лихорадки.
Почки освященной вербы советовали есть бесплодным женщинам.
Ветками принесенной из церкви вербы хлестали друг друга, и в первую очередь детей, приговаривая:
Верба, верба,
Верба хлёст,
Верба хлёст
Бьет до слез.
Верба синя
Бьет несильно,
Верба красна
Бьет напрасно,
Верба бела
Бьет за дело,
Верба хлёст –
Бьет до слез!
-
Не я бью – верба бьет! Верба хлест бьет до слез!
Повсюду принято было выгонять в первый раз скотину в поле вербой с вербного воскресенья.
«Ветки вербы, принесенные из церкви, обыкновенно прячутся и в случае летней грозы, а в особенности града, их выбрасывают на двор в уверенности, что от этого гроза прекращается и град перестает идти».
Придя от заутрени, хозяин бросает веточки вербы в пищу домашней скотине в надежде на то, что это предохранит скот от падежа. Несколько веток втыкают под крышу дома или хлева, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но и домой возвращалась исправно, не терялась бы в лесу.
«Наряду с этими общепринятыми обычаями, связанными с освященной вербой, в некоторых местах, например, в Козловском уезде Тамбовской губ., существует мнение, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю и, брошенная в пламя, останавливает действие огня, а воткнутая в поле – сберегает посевы.
В том же Козловском уезде распространено верование, что всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье по приходе от заутрени вбить в стену своего дома колышек освященной вербы – средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость».
-
Антип воду распустил.
На Антипу-водопола стоит полая вода.
Вскрываются реки, и вода бывает в разливе.
Примечают, что если начинается полая вода и не видно птиц (чибиса и рыбака), то это не настоящая полая вода.
Чибис прилетел, на хвосте воду принес (Тамбовская губ.).
Снег после половодья – большое для озими невзгодье.
Если воды не вскрываются, то лето плохое (Замосковье).
Половодье Антипа в овражке топит.
По Антиповой воде о хлебушке гадай.
В этот день медведь из берлоги выходит.
Появляются крапивные всходы.
Выла бы водица, а зелень народится.
В некоторых местностях первый выезд в поле – на Антипа.
Клада не ищи, а землю паши и найдешь.
Кто ленив с сохой, тому весь год плохой.
Священномученик Антипа почитается «целителем разных человеческих болезней и в особенности утишителем зубной боли». «Иногда в случае зубной боли наши простолюдины прибегают к такого рода способу: берут мелкую монету и, подержав ее несколько времени на больном зубе, пробивают ее насквозь и вешают на икону св. Антипы в надежде, что он избавит их от докучливой болезни».
-
В Антипов день крестьяне никогда не затевали полевых работ: огороды не копали, семена не высевали, рассаду не сажали. Считались, что земля в этот день «что железа ком, не расти ничему живому в нем».
Зато на Антипа Водопола во многих домах варилось пиво, считалось, что напиток, приготовленный в этот день, будет обладать неповторимыми и самыми лучшими вкусовыми качествами. Для антипова пива брали самые лучшее продукты. Вода, например, бралась от семи окрестных святых источников. Она должна была быть непременно очень мягкой. Жесткую воду кипятили с древесной золой для того, чтобы придать ей мягкость. Хмель брали тот, что созревал в самом конце августа, он считался самым качественным. Солод (проросшие зерна) чаще всего был ячменным, но иногда использовался ржаной или пшеничный. Его подготовкой занимались специальные мастера. На Руси говорили: «Не учись пиво варить, а учись солод растить».