24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна. Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных помочь нам с восстановлением утраченного контента!
6 мая. Георгий Победоносец, Егорьев день, Егорий весенний, Егорий (Юрий) вешний, Егорий храбрый. Пасхальная неделя. (Месяцеслов)
Юрий на порог весну приволок. Егорий землю отмыкает. Пришел Егорий, и весне не уйти. Егорий храбрый зиме ворог лютый. Промеж гор лежит бугор, пришел Егор, унес бугор. (О снеге.) Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает. Святой Георгий красную весну на красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зажинает. Заегорит весна, так и зябкий мужик шубу с плеч долой. Егорий из-под спуда зелену травку выгоняет. Зеленая травка – молока прибавка.
-
На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая). Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т. е. зима установится, будет хороший санный путь). Сена достает: у дурня до Юрья, а у разумного до Николы (22 мая). До святого Юрья корм есть и у дурня. Богатый сыт и в Юрьев день, а бедный терпит до Спаса (14 августа). Егорий с ношей, а Никола с возом. Егорий с кузовом, Никола с возом. Егорий везет корму в тороках, а Никола возом. Егорий с теплом, а Никола с кормом. Егорий с водой, а Никола с травой. В Егорьев день река выйдет, лед унесет, на Николу и травка вырастёт (Пинежье). На Егорья мороз – будет просо и овес. На Егорья мороз – под кустом овес. На Егорья мороз – гречи хороши (Тамбовская губ.). Когда на Георгия будет мороз и повторится через неделю, то должно ожидать теплой осени (Тамбовская губ.). Как в Егорьевску ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов с Егорьева дни на все лето, пока хлеб в поле стоит. Бывало, собирали сорок камешков, и как утренник, так выбросят камешек; смотрели, сколько еще оставалось их в мешочке. Ино и совпадется (Пинежье). Юрий росу спустил. Гони животину на Юрьеву росу. На Егорья роса – будут добрые просá (Орловская губ.). На Юрья роса – не надо коням овса. Будь здоров, как Юрьева роса. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов. Катаются по Юрьевой росе, чтоб получить здоровье. На Юрья дождь – скоту легкий год. На Юрья снег – урожай на гречу, на Юрья дождь – гречи нерод. На Егорья в некоторых местах запахивают пашню. Егорий – ленивая сошка, на Егорья выезжает и ленивая соха. Юрий починает полевые работы, Юрий и кончает. Ранний посев ярового – с Юрья (Воронежская губ.). Ранний яровой посев с Егорья, поздний – с Еремея (14 мая; Ярославская губ.). Яровое сей до Егория (Новгородская губ.). Не хвались на Юрьев день посевом, хвались на Николин травою. Ясное утро на Юрья – ранний сев, ясный вечер – поздний (Новгородская губ.). Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия (Нижегородская губ.). Кто сеет овес с Егорья, тот убирает не зерно, а солому. Сей просо с Егорья, кончай Николой (Тамбовская губ.). С Георгия начинают садить свеклу, сеять морковь и рассаду. Сей рассаду на Георгия, будет щей вдоволь (Воронежская губ.).
Сельскохозяйственные приметы на Егорьев день не совпадают по местностям, но практически на всей территории России к Егорьеву дню был приурочен первый выгон скота в поле, который воспринимался как большой праздник и соответственным образом обставлялся различными действиями, обрядами, песнями и приговорами.
На Егория скотину выгоняли в поле вербой, срезанной в вербное воскресенье. В поле выносили стол, на стол ставили икону, и попы служили молебен. Выгоняя скотину в поле вербой, приговаривали: «Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!» (Калининская обл.). Юрьев день считался праздником пастухов, их одаривали, кормили в поле мирской яичницей. В некоторых деревнях Валдайского уезда в этот день каждый домохозяин приходит в поле с испеченным нарочно караваем (белым хлебом), каравай этот называется «моленником»,.. и первый кусок от оного уделяют пастуху, оставшимся кормят возвратившийся в тот день с поля скот (Новгородская губ.). На Егорья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал. В день выгона скота пекли обрядовое печенье в виде «коровок», «лошадей», «козулек» и прочих животных, отдаваемых под наблюдение Егория и пастуха. Крестьяне верили, что Егорий сам, невидимо для людей, выезжает в поле на своем белом коне и пасет скот, охраняя его от зверей, над которыми тоже властвует.
В прежние времена леса в нашей стране занимали обширные пространства и изобиловали дикими животными, так что выпас скота всегда был сопряжен с опасностью. Стремясь предотвратить беду, крестьяне прибегали ко всякого рода оберегам, основанным, как правило, на магии сходства: «Когда по весне первый раз выпускают скотину в лес, на печной заслон нужно выкрошить хлеба и давать на заслоне корове. При этом один раз произносят: «Как этот заслон в кажную ночку стоит на своем месте, так бы наша коровушка Пестронюшка в кажну ночь стояла в нашем дворе» (Архангельская губ.).
В селах Московской губ. хозяйка, выгоняя первый раз в поле корову, заставляла ее переступить через положенную в воротах клюшку, а потом, ударяя ее клюшкой, приговаривала: «Тели телок, тели телок!» Вместо клюшки мог использоваться сковородник: «Как сковородник от печки не отходит, так пусть бы и скотина от двора не отходила».
В такой же день крестьянка Архангельской губ. повязывала вокруг голого тела пояс, а затем расстилала его в воротах, через которые выгоняли скотину, приговаривая: «Коль крепко и плотно пояс вокруг меня держится, толь крепко и плотно Пестронюшка вокруг двора держится и своей большушки матушки. Век и повеку, отныне и до веку».
Поступали и следующим образом: «сливали в один сосуд воду, взятую из трех ключей, с приговором: «Во имя отца и сына и святого духа. Как бы сия ключевая вода стекала в одно место, так бы сходился и стекался мой скот любимый, крестьянский жить в одно место».
Георгий Победоносец считался покровителем домашнего скота, и к нему обращались с просьбами защитить, уберечь коров, овец, лошадей. Наибольшей силой, по мнению народа, обладало обращение именно в Егорьев день, во время первого выгона на подножный корм.
«Спасителю Победоносцу и Чудотворцу! Отче наш, Георгий, спаси и сохрани нашу скотинку Рудонюшку и Пестронюшку в темных лесах, в жидких местах от диких зверей, от пловучих змей и от злых людей. Аминь». На Егорья ребятишки обходили с приговорами все дома селения, а затем шли в поле и там оставляли сделанные из прутиков маленькие кресты.
Мы вокруг поля ходили, Мы Егорья окликали, Мы Макарья величали. Егорий ты наш храбрый, Макарий преподобный! Ты спаси нашу скотину В поле и за полем, В лесу и за лесом, Под светлым месяцем, Под красным солнышком От волка хищного, От медведя лютого, От зверя лукавого.
Так окликали Егорья на Тамбовщине прошлого века. В костромских деревнях ребятишки ходили по домам, кликали Егорья под окнами и выпрашивали яйца:
Батюшка Егорий, Спаси нашу скотинку, Всю животинку, В поле и за полем, В лесе и за лесом В лесу за горами, За широкими долами! Волку, медведю – Пень да колода, Да белая береза, Древесянный камешек! Нашим-то тёлонькам – Травка-муравка, Зелененький лужок! Пастух выйдет на лужок, Заиграет во рожок. Хорошо пастух играет, Выговаривает: «Телоньки, телитесь! Свинки, пороситесь! Курочки, неситесь!» Хозяюшка, добрися, Хозяин, не скупися, Богу на свечку, Ребятам по яéчку.
Если окликальщикам выносили гостинцы, они продолжали:
Дай вам бог, Надели, Христос, Двести коров, Полтораста быков, Семьдесят тёлушек, Лысеньких, Криволысеньких! Они в поле-то идут – Всё помыкивают, Они из поля идут – Всё поигрывают.
Если хозяева отказывали, ребята грозили:
Кто не даст яйца – Всю скотинку со двора Под медведюшка!
Удивительно полное, поэтичное окликание записано буквально в наши дни от Клавдии Александровны Сафоновой из г. Чухлома Костромской обл.; причем с ее же колоритным объяснением.
Перед тем как выгнать скотину на пастбище, ребятишки, подростки обычно ходили по домам с барабанками, шергунцами, трензелем, бубном и пели песню, так называемую «Батюшка Егорий». За это им подавали так называемую мзду: кто яичек, кто денег, кто гостинцев, кто чего. Вставали примерно в два часа ночи и вот будили всю окрестность пением. Пели они:
Мы ранешенько вставали, Белы лица умывали, Полотенцем утирали, В поле ходили, Кресты становили, Кресты становили, Егорья вопили: – Батюшка Егорий, Макарий, батька храбрый, Спаси нашу скотинку, Всю животинку, В поле и зá полем, В лесе и зá лесом. Волку, медведю, Всякому зверю – Пень да колода, На раменье дорога. Тетушка Анфисья, Скорее пробудися, В кичку нарядися, Пониже окрутися, Подай нам по яичку, Подай по другому Перво яичко – Егорию на свечку, Другое яичко – Нам за труды За егорьевские. Мы ходили, хлопотали, Трое лапти изодрали, В кучку поклали, В бочаг покидали, Чтобы наши не узнали, Чтобы нас не заругали!
Дальше следовало подаяние. Если подавали хорошо, то, значит, ребята благодарили: Спасибо тебе, тетка, На хорошем подаянье! Дай тебе бог Подольше пожить, Подольше пожить Да побольше нажить – Денег мешок, Да белья коробок, Двадцать телушек, Все годовушек, Десять быков, Все годовиков, все полуторвиков!
Но бывали случаи, когда ребятам ничего не подавали. Тогда ребята пели неприятную поговорку: Неспасибо тебе, тетка, На плохом подаянье! Дай тебе бог Подольше пожить Да побольше нажить – Вшей да мышей, Тараканов из ушей!
Своеобразно отмечался Егорьев день на Смоленщине. «...в каждом доме пред выгоном скота хозяин с хозяйкой зажигают перед иконами «страстную» свечу, стол накрывают чистою скатертью, кладут на него целый круглый хлеб, ставят на стол полную солонку соли и молятся богу. Потом хозяин берет икону святого Георгия, страстную свечу, а хозяйка – хлеб с солью, и обходят на дворе кругом весь свой скот, приговаривая: «Святой Егорий-батюшка, сдаем на руки тебе свою скотинку и просим тебя: сохрани ее от зверя лютого, от человека лихого!» Затем кладут на землю под ворота замок и ключ: «Чтобы пасть звериная была так крепко заперта, как запирается замок на ключ!» А икону ставят над воротами и выгоняют скот на улицу. <...> После этого все гонят скот в поле, имея в руках вербы; там хозяйки дают пастуху и подпаскам сало и яйца, из которых они приготовляют тут же, в поле, яичницу. Когда яичница бывает готова, пастух назначает, кому из его подпасков быть зайцем, кому – слепым, кому – хромым, кому – замком и кому – колодой; расставляет их всех кругом стада, после этого берет приготовленную яичницу и идет с нею, прежде спрашивая у «зайца»: «Заяц, заяц, горька ли осина?» «Заяц» отвечает: «Горька!» – «Дай бог, чтобы и наша скотинка для зверя была горька!» Потом спрашивает у «слепого»: «Слепой, слепой, видишь ли?» «Слепой» отвечает: «Не вижу!» – «Дай бог, чтоб и нашу скотинку не видала зверинка!» Дальше спрашивает у «хромого»: «Хромой, хромой, дойдешь ли?» «Хромой» отвечает: «Не дойду!» – «Дай бог, чтобы и зверинка не дошла до нашей скотинки!» Дальше спрашивает у «замка»: «Замок, замок, разомкнешься ли?» «Замок» отвечает: «Не разомкнусь!» – «Дай бог, чтобы и у зверя не разомкнулись зубы для нашей скотинки». И наконец спрашивает у «колоды»: «Колода, колода, повернешься ли?» «Колода» отвечает: «Не повернусь!» – «Дай бог, чтобы и зверь не повернулся к нашей скотинке!» Таким порядком пастух обходит стадо три раза. После этого все действующие лица садятся и съедают яичницу».
Кое-где Егорьев день включал и обряды, вызванные заботой о лошадях. Например, коней мыли, купали, кормили крестами, испеченными в Крещение. В Боровичском уезде Новгородской губ. 6 мая «гладили лошадь по голове яйцом с приговором: «Как яичко гладко и кругло, так и лошадушка моя будь кругла и сыта».
Жители рязанских сел «в этот день под вечер «делают коня». Для этого берут две крепкие жерди. Четыре парня кладут их на плечи. Один из передних держит на вилах конскую голову или конский череп, убранный бубенчиками и цветными тряпицами. Сзади концы жердей связаны между собой веревкой, к которой привязан хвост из мятого моченца. Жерди обмотаны сеном и веретьями, на жерди сажают верхом мальчика, обыкновенно пастуха, преимущественно хорошо играющего на жалейке. <...> Таким образом сделанный конь в сопровождении народа обходит деревню, причем сидящий на нем пастух играет на жалейке. Затем конь направляется в одну из соседних деревень. Завидев издали коня, в той деревне снаряжают как можно быстрее своего коня. Оба коня сходятся на выгоне перед деревней, причем происходит «бой» двух коней. Изображающие коней, подражая лошадиному ржанью, бросаются друг на друга, пока один конь не разрушит другого. В старину после этого водили круги (курагоды), причем один из парней изображал собою коня. От одной старухи (пишет собиратель. – Л. Н.) нам удалось достать только следующий отрывок одной из игравшихся при этом песен:
Около сырого дуба, Около молодого, Выростала чечевинка. По той чечевинке Черные кóны скачут. «Поскачь, поскачь, кóна, Поскачь, молодая, Кона новая на сене, Выбирай себе подружку, Что любимую сеструшку!»
Парень, изображавший коня, под пение входил в круг, скакал и прыгал как можно выше, потом выбирал девушку.
Когда вера в магическую силу слова утратилась, выгоняя скотину, произносили просто обычное напутствие: «Ходи, бог с тобой, кормись да домой не торопись. Впереди коров не бегай и позади не оставайся».
Георгий, как уже говорилось, воспринимался не только защитником скота, но и хозяином лесных зверей. Широко бытовало поверие: «На Юрья святой Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздает зверям наказы»; «Всяк зверь у Егория под рукой». Поверие породило и запреты: «Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел»; «Кто работает на Георгия, у того волки будут резать скотину».
В одном заговоре говорится: «Святой Георгий Победоносец и святой Константин, на белых конях, имущи в руках огненные щиты, объезжают около нашего скота, милого живота; бьют они, побивают всех колдунов и колдуниц, еретиков и еретиц, воров и вориц, зверей и звериц, волков и волчиц, змеев и змеиц» (Смоленщина).
-
С днем 6 мая связывался также прилет ласточек, начинали прислушиваться и к голосу кукушки.
Кукушка кукует до Егория – скот падёт (северн.). Кукушка до Егорья – к неурожаю и падежу скота. Если кукушка кукует, когда еще не оделся лес, будет голодный год (Тамбовская губ.). В Кирсановском уезде Тамбовской губернии «некоторые, желая получить хороший урожай, приходят рано утром в лес и стараются пораньше поесть, пока кукушка еще не кричала; иначе год будет голодный». Если кукушку услышишь раньше соловья, несчастливо проведешь лето – прокукуешь (Воронежская губ.). При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились. Ранняя кукушка (прежде листа на дереве) – ворам неудача. Кукушка кукнула в левое ухо – хорошая примета (Пинежье). Кукушка сера, загадуй смело, скольки лет жить и когда помереть.
Не кукуй, кукушка, здесь, Без тебя досада есть. Без твоего голоска Напала нá сердце тоска.
-
С весеннего Юрья совершались сделки и наймы – по Семен день (14 сентября), до Покрова (14 октября) или до Заговенья (27 ноября).
-
И последнее: с Егорья открывался сезон хороводов. С Егорья хороводы, с Дмитрия (8 ноября) посиделки. Как солнышко взойдет, Роса на землю падет – Пастух выйдет на лужок, Заиграет во рожок. Хорошо пастух играет, Будит девок, будит баб, Будит малых ребят: – Вставай, девки, вставай, бабы, Вставай, малые ребята! Выгоняйте вы скотину На широкую долину, На зелену луговину! Одна девка весела В хоровод плясать пошла. Сама пляшет, рукой машет, Пастушка к себе манит – Сюды, сюды, пастушок, Сюды, миленький дружок! Ты скотину паси, Ночевать ко мне ходи! Пастух ночку ночевал – Коровушку потерял. Он другую ночевал – Он другую потерял. – Кабы знала, молода, Не манила пастуха, Не манила, не обманывала. (Симбирская губ.)
>>15885661 (OP) >На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая). Но на самом деле это две ипостаси егора свиридова, в которые он переходит в зависимости от наполнения желудка.
>На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный Ну, с голодным всё ясно, а холодный кто? Или это один и тот же человек, просто "холодный" - версия "голодного" для хохлов?
>>15894025 Так для того он и призвал дрочить вместе, чтобы часть энергии от вас передалась ему. У него одного не получается, помогите ему, чаще делайте стрёк.
>>15894592 да ему поди самому мало, кто знает. а вообще напомнило сказку про то, как самой красивой египетской принцессе в ванну надрачивали девственники, тип молодость в семи хранится.
Двухэтажный бревенчатый дом на окраине города. В саду за самодельным столом Родновер угощает нас чаем с брусникой и неторопливо рассказывает о своей общине сакральной мастурбации. В прошлом инженер, он десять лет назад увлёкся одним из древнерусских учений, по которому выплеск сексуальной энергии во время оргазма влияет на состояние астральных полей, а значит, и на жизнь человека. Энергию эту нельзя сжигать впустую, она, как и всякий ресурс, должна служить всем.
- Чтобы оргазмы были благими, а не "злыми", - говорит гуру, - необходимо во время полового возбуждения медитировать, взывая к миру и любви на Земле. А поскольку женское начало способно поглотить большую часть мужской энергии, предпочтительнее достигать оргазма при помощи мастурбации.
И чем больше людей одновременно участвуют в такой медитации-мастурбации, тем легче прочистить астрал и изменить мир к лучшему...
Так члены общины пришли к групповой мастурбации. У гуру несколько десятков единомышленников. Дату и место сеанса назначает он сам, ориентируясь в энергетике космических потоков. Все участники церемонии должны кончить одновременно. При этом происходит мощный прорыв сексуального импульса в астрал. Это заряжает положительной энергией кармические пути, что сказывается потом на земной жизни.
Нам разрешили в качестве наблюдателей присутствовать на очередном сеансе. Вечером в большой комнате второго этажа собралось около тридцати мужчин. Выключили электрический свет, зажгли свечи, а в курильницах - благовония, музыка успокаивала и приводила в состояние ожидания. Вошел гуру, и процедура началась. Присутствовавшие расселись по кругу на подстеленные циновки. Гуру сел в центре. Мужчины расстегнули брюки и вытащили детородные органы. Левую руку каждый положил на правое плечо своего соседа слева, а правой ладонью обхватил член соседа справа. Под речитатив наставника каждый принялся плавно водить рукой по пенису своего напарника. Постепенно темп церемонии нарастал; в момент кульминации гуру издал необычайно громкий звук "СТРЁК!", и, пока он в течение 10-20 секунд "держал ноту", все со стонами кончали в центр круга.
Через двадцать минут релаксации сеанс повторился. Но на третьей процедуре уже более половины мужчин не смогли кончить со всеми.
- Мы ещё только совершенствуем третий цикл, - объяснил Родновер после сеанса, - и хотим поучиться у наших собратьев, способных на пять и более гармоничных циклов за сеанс.
По окончании церемонии дежурные прошли по кругу со специальными совочками и тарелочками и собрали сперму...
- Эта сперма используется для приготовления "Кулича", священного кушанья, в состав которого, помимо спермы, входят воробьиные яички и рис. Блюдо принимается натощак, на третий день после сеанса под пение священных мантр.
Гуру убежден, что он помогает молодым раскрыть свой сексуальный потенциал. Преступления, кровавые бунты, считает он, - не что иное, как не нашедшая мирного выхода сексуальная энергия...
На прощание Родновер подарил нам значок их общества - изображение двух ладоней, возлежащих на фаллосе.
Юрий на порог весну приволок.
Егорий землю отмыкает.
Пришел Егорий, и весне не уйти.
Егорий храбрый зиме ворог лютый.
Промеж гор лежит бугор, пришел Егор, унес бугор. (О снеге.)
Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает.
Святой Георгий красную весну на красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зажинает.
Заегорит весна, так и зябкий мужик шубу с плеч долой.
Егорий из-под спуда зелену травку выгоняет.
Зеленая травка – молока прибавка.
-
На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая).
Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т. е. зима установится, будет хороший санный путь).
Сена достает: у дурня до Юрья, а у разумного до Николы (22 мая).
До святого Юрья корм есть и у дурня.
Богатый сыт и в Юрьев день, а бедный терпит до Спаса (14 августа).
Егорий с ношей, а Никола с возом.
Егорий с кузовом, Никола с возом.
Егорий везет корму в тороках, а Никола возом.
Егорий с теплом, а Никола с кормом.
Егорий с водой, а Никола с травой.
В Егорьев день река выйдет, лед унесет, на Николу и травка вырастёт (Пинежье).
На Егорья мороз – будет просо и овес.
На Егорья мороз – под кустом овес.
На Егорья мороз – гречи хороши (Тамбовская губ.).
Когда на Георгия будет мороз и повторится через неделю, то должно ожидать теплой осени (Тамбовская губ.).
Как в Егорьевску ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов с Егорьева дни на все лето, пока хлеб в поле стоит. Бывало, собирали сорок камешков, и как утренник, так выбросят камешек; смотрели, сколько еще оставалось их в мешочке. Ино и совпадется (Пинежье).
Юрий росу спустил. Гони животину на Юрьеву росу.
На Егорья роса – будут добрые просá (Орловская губ.).
На Юрья роса – не надо коням овса.
Будь здоров, как Юрьева роса.
Юрьева роса от сглазу, от семи недугов.
Катаются по Юрьевой росе, чтоб получить здоровье.
На Юрья дождь – скоту легкий год.
На Юрья снег – урожай на гречу, на Юрья дождь – гречи нерод.
На Егорья в некоторых местах запахивают пашню.
Егорий – ленивая сошка, на Егорья выезжает и ленивая соха.
Юрий починает полевые работы, Юрий и кончает.
Ранний посев ярового – с Юрья (Воронежская губ.).
Ранний яровой посев с Егорья, поздний – с Еремея (14 мая; Ярославская губ.).
Яровое сей до Егория (Новгородская губ.).
Не хвались на Юрьев день посевом, хвались на Николин травою.
Ясное утро на Юрья – ранний сев, ясный вечер – поздний (Новгородская губ.).
Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия (Нижегородская губ.).
Кто сеет овес с Егорья, тот убирает не зерно, а солому. Сей просо с Егорья, кончай Николой (Тамбовская губ.).
С Георгия начинают садить свеклу, сеять морковь и рассаду. Сей рассаду на Георгия, будет щей вдоволь (Воронежская губ.).
Сельскохозяйственные приметы на Егорьев день не совпадают по местностям, но практически на всей территории России к Егорьеву дню был приурочен первый выгон скота в поле, который воспринимался как большой праздник и соответственным образом обставлялся различными действиями, обрядами, песнями и приговорами.
На Егория скотину выгоняли в поле вербой, срезанной в вербное воскресенье. В поле выносили стол, на стол ставили икону, и попы служили молебен. Выгоняя скотину в поле вербой, приговаривали: «Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!» (Калининская обл.).
Юрьев день считался праздником пастухов, их одаривали, кормили в поле мирской яичницей.
В некоторых деревнях Валдайского уезда в этот день каждый домохозяин приходит в поле с испеченным нарочно караваем (белым хлебом), каравай этот называется «моленником»,.. и первый кусок от оного уделяют пастуху, оставшимся кормят возвратившийся в тот день с поля скот (Новгородская губ.).
На Егорья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал.
В день выгона скота пекли обрядовое печенье в виде «коровок», «лошадей», «козулек» и прочих животных, отдаваемых под наблюдение Егория и пастуха. Крестьяне верили, что Егорий сам, невидимо для людей, выезжает в поле на своем белом коне и пасет скот, охраняя его от зверей, над которыми тоже властвует.
В прежние времена леса в нашей стране занимали обширные пространства и изобиловали дикими животными, так что выпас скота всегда был сопряжен с опасностью. Стремясь предотвратить беду, крестьяне прибегали ко всякого рода оберегам, основанным, как правило, на магии сходства: «Когда по весне первый раз выпускают скотину в лес, на печной заслон нужно выкрошить хлеба и давать на заслоне корове. При этом один раз произносят: «Как этот заслон в кажную ночку стоит на своем месте, так бы наша коровушка Пестронюшка в кажну ночь стояла в нашем дворе» (Архангельская губ.).
В селах Московской губ. хозяйка, выгоняя первый раз в поле корову, заставляла ее переступить через положенную в воротах клюшку, а потом, ударяя ее клюшкой, приговаривала: «Тели телок, тели телок!» Вместо клюшки мог использоваться сковородник: «Как сковородник от печки не отходит, так пусть бы и скотина от двора не отходила».
В такой же день крестьянка Архангельской губ. повязывала вокруг голого тела пояс, а затем расстилала его в воротах, через которые выгоняли скотину, приговаривая: «Коль крепко и плотно пояс вокруг меня держится, толь крепко и плотно Пестронюшка вокруг двора держится и своей большушки матушки. Век и повеку, отныне и до веку».
Поступали и следующим образом: «сливали в один сосуд воду, взятую из трех ключей, с приговором: «Во имя отца и сына и святого духа. Как бы сия ключевая вода стекала в одно место, так бы сходился и стекался мой скот любимый, крестьянский жить в одно место».
Георгий Победоносец считался покровителем домашнего скота, и к нему обращались с просьбами защитить, уберечь коров, овец, лошадей. Наибольшей силой, по мнению народа, обладало обращение именно в Егорьев день, во время первого выгона на подножный корм.
«Спасителю Победоносцу и Чудотворцу! Отче наш, Георгий, спаси и сохрани нашу скотинку Рудонюшку и Пестронюшку в темных лесах, в жидких местах от диких зверей, от пловучих змей и от злых людей. Аминь».
На Егорья ребятишки обходили с приговорами все дома селения, а затем шли в поле и там оставляли сделанные из прутиков маленькие кресты.
Мы вокруг поля ходили,
Мы Егорья окликали,
Мы Макарья величали.
Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.
Так окликали Егорья на Тамбовщине прошлого века. В костромских деревнях ребятишки ходили по домам, кликали Егорья под окнами и выпрашивали яйца:
Батюшка Егорий,
Спаси нашу скотинку,
Всю животинку,
В поле и за полем,
В лесе и за лесом
В лесу за горами,
За широкими долами!
Волку, медведю –
Пень да колода,
Да белая береза,
Древесянный камешек!
Нашим-то тёлонькам –
Травка-муравка,
Зелененький лужок!
Пастух выйдет на лужок,
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет,
Выговаривает:
«Телоньки, телитесь!
Свинки, пороситесь!
Курочки, неситесь!»
Хозяюшка, добрися,
Хозяин, не скупися,
Богу на свечку,
Ребятам по яéчку.
Если окликальщикам выносили гостинцы, они продолжали:
Дай вам бог,
Надели, Христос,
Двести коров,
Полтораста быков,
Семьдесят тёлушек,
Лысеньких,
Криволысеньких!
Они в поле-то идут –
Всё помыкивают,
Они из поля идут –
Всё поигрывают.
Если хозяева отказывали, ребята грозили:
Кто не даст яйца –
Всю скотинку со двора
Под медведюшка!