24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Понедельник - навий день, христовский.
Первая неделя после Пасхи, проводная.
В понедельник или вторник на Фоминой неделе церковью установлено поминовение умерших. Служат панихиды и ходят на кладбище.
На Глафиру во множестве местностей высаживали горох и ранний картофель. Гороха обычно сажали много, потому что во время многочисленных постов он был практически единственным заменителем животного белка. Да и вне постов горох часто использовался в народной кулинарии благодаря своим насыщающим качествам: все блюда с ним были сытными, хотя и очень бюджетными. Прежде чем высадить в гряды, хозяин земли заговаривал горох на хороший рост и обрызгивал его крещенской водой, считалось, что после этого урожай удастся на славу. Чтобы молодые и нежные побеги гороха при всходе не полегли от весенних заморозков, гряды с высеянными семенами покрывали толстой шубой измельченного торфа. Рыхлое покрытие не мешало развиваться побегам, но при этом защищало от холодов.
-
В воскресенье - первое весеннее гуляние молодых девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название — «красная» (то есть красивая) горка. Обычно в России к Красной горке приурочивались свадьбы, в некоторых местах она начиналась поминанием покойников (на кладбище), после чего устраивался праздник.
Повсеместно девушки ходили по улицам и пели веснянки. По всей Украине в этот день ходили дети по домам славить «ярь и зеленачку», неся в руках деревянную ласточку.
Красная горка была одним из самых любимых праздников в дореволюционной России. Кроме того, Красная горка — это популярный день для заключения браков, для венчания. Русская пословица говорила: «На Красную Горку девок разборка».
В Верхнем Поволжье канун (суббота) или Фомино воскресенье назывались «Вьюнишник» или «Кликунишно воскресенье» — «водили вьюна» под окнами молодых, таким образом отмечая их вступление в сообщество взрослых супружеских пар. Мораване с Фомина воскресенья начинали играть свадьбы.
В восточной части белорусского Полесья проводные обряды Фомина воскресенья осмысливались как «проводы Пасхи». На Брестщине и примыкающих к ней регионах Волынской и Ровеньской областей в начале недели совершались «проводы зимы». В Брестской области (с. Спорово) в воскресенье идут к берегу озера со старыми стёртыми вениками (диркачами) и кидают их в воду приговаривая: «А киш, зима, до Кракова. До нас придэш однакова. А киш, зима, до Киева. Бо нам лито покинула».
-
Фомино воскресенье часто называется сроком найма «казачих» – женщин, девушек для оказания всяческих услуг по дому, особенно в страдное весенне-летнее время.
«Казачиха лето прожила да и жениха себе купила», – говорят в Архангельской губернии о девушке, нанимавшейся в казачихи и заработавшей себе на приданое.
В казачихах-то – не дома,
Спать-то не повалишься.
На часок повалишься,
На весь век закаешься.
-
Дролечка, женись, женись,
Не бери девок ничьих.
Меня выкупи из горюшка,
Из бедных казачих.
-
В казачихах будешь жить,
Надо каждому служить:
Старому и малому,
Среднему, последнему,
Ласково словечико
Хозяйке из сердечика.
-
Я в чужих людях живу,
По востру ножику хожу.
Ножик гнется во дугу,
Ничем потрафить не могу.
-
Семейные люди с понедельника на могилках, в доме и во дворе убираются, а во вторник (на Украине и в Белорусском Полесье — в понедельник) происходит «радованье» родителей-предков: с утра на погосте, вечером — дома.