24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Утро Епифана в красном кафтане – к жаркому, пожарному лету.
Если на Епифана на прудах, реках и озерах появились листья кувшинок, то больше утренних заморозков не будет.
Середина срока между Пасхой и Троицей, т. е. 25-й день после Пасхи.
Уже в прошлом веке этнографы отмечали, что «праздник Преполовения принадлежит к числу тех, истинное значение которых почти совершенно непонятно для народа». Крестьянин, надо полагать, и не особенно страдал от этого. Он по-своему интерпретировал церковные положения и символы, приурочил к празднику те действа, которые, с его точки зрения, должны были способствовать росту трав и хлебов, здоровью людей и скота.
Православная церковь в день Преполовения молится «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», в крестьянской России совершается обряд освящения воды на реках, озерах, в колодцах – и вода эта считается целительной, жители деревень в сопровождении священника отправляются на поля, засеянные хлебом, и священник окропляет нивы святою водой, а крестьяне молятся всевышнему о ниспослании обильного урожая.
Нельзя сказать, чтобы народ совсем равнодушно относился к непонятным терминам, названиям. Всегда находились люди, которые пытались докопаться до подлинного смысла слова, и тогда возникали легенды, предания. Так случилось и с праздником Преполовения, объяснение которому дает следующая легенда.
«Один раз гнались за Богородицей разбойники, а она была с младенцем на руках. Бежала, бежала Богородица, глядь – река. Она и бросилась в воду, рассчитывая переплыть на другую сторону и спастись от погони. Но с младенцем на руках плыть было бы трудно, потому что грести приходилось только одной рукой. Вот и взмолилась Богородица своему младенцу: «Сын мой милый, дай ты мне третью руку, а то плыть мне невмоготу». Младенец услышал молитву матери, и появилась у нее третья рука. Тогда уж плыть было легко, и Богородица благополучно достигла противоположного берега». Благодаря этой легенде (а может быть, она сама явилась результатом осмысления слова) русские крестьяне называют праздник Преполовения «Преплавлением» (от слова «переплыть»).
-
На Епифана Женщины наряжались в праздничные сарафаны непременно красного цвета и шли за околицу к ближайшей рябине. Та, у которой на Епифана выпадал день рождения, обнимала дерево и просила уберечь деревню в целом и каждое хозяйство в ней от удара молнии и от пожаров. В благодарность на рябину повязывалась красная шелковая лента и вокруг нее водились хороводы с песнями.
Рябину очень любили и почитали. Возле каждой избы в деревне обязательно высаживали это дерево, а то и не одно. Считалось, что рябина помогает защитить дом от пожара, а всех живущих в нем – от проделок нечистой силы, от сглаза и от дурных слов. По этой же причине бусы из ягод рябины (часто в комплекте с венком, в который была вплетена ветка этого дерева) считались обязательным атрибутом наряда невесты. Ветку рябины часто держали у колыбели новорожденного.
Помогала рябина и заблудившимся в лесу: считалось, что если человека «водит» леший, заставляя его блуждать неведомыми тропами, нужно было найти рябину, попросить у нее помощи и с благодарностью аккуратно сорвать небольшую ветку. Эту ветку следовало держать при себе, тогда человек найдет дорогу домой.
-
В этот день отмечается память Епифания Кипрского — одного из ранних отцов церкви, который прославился неистовым обличением ересей. Епифаний много путешествовал, однако образование его оставляло желать лучшего. Известно, что он крайне отрицательно относился к античной культуре и философии.