24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Пришел Федот – берется земля за свой род.
Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овес кадушкой.
Придет Федот – последний дубовый листок развернет.
Дуб одевается, скотина наедается.
Дуб перед ясенем лист пустит – к сухому лету.
В этот день почитаются Семь святых дев — семь мучениц, пострадавших за веру в начале 4 века, во времена гонений императора Диоклетиана на христиан. Их страдания описаны в житии мученика Феодота, который приходился племянником одной из дев. Его память также отмечается сегодня.
На Федота целыми деревнями выбирались в ближайшие дубравы или просто к одиноко растущим дубам. Влюбленные брались за руки и трижды обходили вокруг дуба посолонь (по часовой стрелке). В древности этот ритуал входил в свадебный обряд, после же просто стал означать то, что молодые хотят быть вместе столько, сколько лет дубу.
На Руси дуб считался символом силы, славы, могущества. По преданиям, даже молодильные яблоки росли не на яблоне, а на дубе. А люди, рожденные в Федотов день, считались защищенными силой дуба. Если с ними случалось что-то плохое, то они приходили к этому лесному гиганту и подолгу сидели под его кроной, по поверьям, так они напитывались жизненной силой дуба.
С дубом связано множество примет и поверий. Если у человека начинала болеть спина, то при первом весеннем громе нужно было прислониться к дубовому стволу. Чтобы унять зубную боль, надо кусать больным зубом дубовую щепочку. А еще лучше отыскать в лесу старый дуб, рядом с которым пробиваются из-под земли родники, содрать с ветки кору и вымочить ее в родниковой воде. Если носить такой оберег в ладанке, зубы и вовсе никогда не потревожат.
Больных детей лечили так: расщепляли в лесу ствол молодого дубка и протаскивали малыша между расщепами трижды, а после связывали ствол веревкой или кушаком. Также трижды девять раз обходили с младенцем вокруг дуба, а затем на его ветви вешали лоскут от детской одежды. Считалось, что как истлеет оставленная ткань, так и хворь покинет дитятю. От этого обряда и возникла впоследствии традиция украшать деревья тряпицами и ленточками.
Рубить же дуб, несмотря на его крепкую и ценную древесину, считалось на Руси ольшим грехом. Поэтому рубку проводили сообща, чтобы разделить грех на всех, после же совершали очистительные обряды. Вместо одного срубленного дуба было принято сажать 3 молодых дубка на восстановление.
-
Семь дев сеют лен.
Сеют лен у семи Олен.
Посей-ка, батюшка, ленку
В середнем поле, в уголку,
На мою долиночку,
На шелкову шалиночку.
-
В огороде лен посею
На рубашку Алексею.
В Тюменском крае «при посеве льна вошло в обычая задабривать мужиков тем, что в льняные семена кладут вареных яиц. Поэтому мы и любили сеять лен. Отец высыпает в лукошко семена, а с семенами яйцо за яйцом вылетают: «Робята, берите!» Прямо взять да и съесть яичко нельзя, нужно его сначала подбросить кверху да сказать:
– Вырасти, лен, выше лесу стоячего!
Говорят еще, чтобы лен хорошо родился, нужно сеять его нагишом, но мы это никогда не пробовали: стыдно, говорить-то все говорят, а разденься, так на смех поднимут».