24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
и как в нее попадают люди, компании и государства
С добиблейских времен считается само собой разумеющимся, что «бедные беднеют, а богатые богатеют». Правда ли это? А если правда, то почему это происходит, и как это работает?
Представьте себе человека, у которого нет образования и даже средней квалификации, и который вынужден работать на двух или трех низкооплачиваемых работах, чтобы прокормить семью. Он (или она) работает буквально на износ. Он забыл, когда в последний раз читал. У него не остается ни времени, ни сил не то чтобы делать, но даже думать о чем-либо еще, кроме как рухнуть на кровать и немного поспать.
Или, у него только одна работа — на местном заводе. И ему повезло, что он имеет хотя бы такую — просто ни в его городе, ни где-либо поблизости нет никакой другой. Но зарплату не платили с прошлого сентября. Для того, чтобы просто физически выжить, он вынужден копаться в огороде, как делали люди еще тысячи лет назад. Даже если у него появляется свободное время, его совершенно нечем занять, кроме разве что распитием низкокачественного алкоголя и общением с людьми, которые находятся в точно такой же ситуации, как и он.
У него нет ни времени, ни сил, ни денег, ни путей, ни примера для развития. Он не в состоянии создать более высокую прибавочную стоимость и не в состоянии этому научиться. Ему неоткуда взять идеи о лучшей жизни — он просто не имеет понятия как это делается. Он практически никогда не видел людей, которые живут иначе. Каждый день его жизни тянет его вниз физически и морально. Шансов выбраться, кажется, нет.
Но очень скоро и выбираться нет никакой потребности: вся его жизнь замыкается в этом маленьком искаженном пространстве с уродливыми абсурдными правилами, и начинает казаться, что это и есть весь мир, и все должно быть именно так. Исчезает любопытство к новым идеям, возникает враждебность к другим людям и вообще ко всему другому, «не такому». Его дети, как и он сам в свое время, рождаются прямо в это королевство кривых зеркал, и вырастают в таком же кривом пространстве. Вся его жизнедеятельность, в силу самой своей организации, ведет к сохранению, а скорее к постоянному ухудшению, его тяжелого положения.
А положение действительно становится все хуже, а потом, «вдруг», наступает катастрофа. Закрывается завод. Некоторое время он выживал из-за бросовой дешевизны неквалифицированного труда, но теперь он не может конкурировать с современными высокотехнологичными производствами где-то в Китае, на Тайване, а с некоторого времени — и снова с США.
Все, крышка захлопнулась. Это и есть ловушка бедности.
Но почему же, собственно, это «ловушка»? Может быть, это просто безнадега лишает сил и воли к действиям? Деморализованные люди часто винят в своем тяжелом положении что угодно и кого угодно, кроме самих себя («да что же я могу сделать» и т.п.) — может быть, в этом все и дело?
Не все так просто. На самом деле, у ловушки бедности есть мощные жестокие механизмы и подлые приемы, которые надо знать — и тогда будет шанс ее победить.
Необходимо сразу сделать важную оговорку. В этой и последующих статьях я ясно покажу, что «бедность», точно так же как и «разруха» — «в головах», в головах людей, компаний и целых государств. Поэтому «бедность», по большому счету, не имеет ничего общего с имущественным положением, и я не клею никаких ярлыков, и, тем более, не собираюсь никого унижать использованием этого слова. Я буду использовать его за неимением лучшего.
Знаете ли вы, что жизнь бедного человека обходится ему гораздо дороже, чем богатому?
Вам кажется, что это бред?
Уточним:
• Бедные тратят больше денег на единицу любой потребляемой продукции, потому что они не в состоянии закупать ее оптом или в крупной расфасовке, или заранее, или в удачный момент, или в нужном месте (гипермаркете за городом);
• Бедные тратят больше не только на единицу одинаковой продукции, но и на выполнение каждой функции, так как, в общем, вынуждены покупать более дешевые, некачественные вещи, которые быстрее выходят из строя (помните — «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи»);
• Бедные не в состоянии планировать свою жизнь, поэтому они, как правило, не могут купить заранее билет, путешествие, и другие услуги — и поэтому покупают их дороже;
• Если же дело касается займов, бедные платят вообще баснословную цену: ставки, прямые и скрытые, по потребительским, ломбардным и «зарплатным» кредитам часто доходят до эффективных абсурдных сотен и тысяч процентов годовых.
Получается, что бедных действительно бессовестно эксплуатируют? Маркс все еще жив?
И снова не все так просто. В действительности, едва ли не больший экономический ущерб бедные наносят себе сами.
Широко известен феномен импульсивных покупок (т.н. «compulsive shopping»), активно используемый маркетологами потребительских товаров. Но мало кому известно, что самые импульсивные покупатели — малоимущие люди, которые, сознательно или не очень, используют такие покупки для поднятия настроения, покупая, в основном, практически бесполезные дешевые вещи (безделушки, потому что дорогие полезные вещи они позволить себе не в состоянии). Это — хорошо исследованный факт, на котором построены многочисленные рекламные кампании.
Еще одна причина, по которой бедные тратят деньги на бессмысленные или, по крайней мере, не необходимые покупки — это желание хоть каким-либо способом поднять свой видимый социальный статус. Это вполне понятное, очень человеческое, по-своему трогательное, подростковое по своей сути желание выделиться или утешиться любым доступным способом — купить iPhone, даже если ты студент, живущий в общежитии, или взять в кредит автомобиль лучший, нежели у коллеги по работе, джинсы помоднее, или просто еще одну яркую кофточку. Так возникают элементы «показного потребления» (т.н. «conspicuous consumption»), которое бедные просто не могут себе позволить. Часто, к сожалению, подобные желания доходят до абсурда, как в историях о начинающих «бизнесменах» из 90-х годов, которые имели хоть и старый, зато «Мерседес», и были вынуждены в нем спать, потому что жить было больше негде.
Наконец, еще одна, фундаментальная причина, по которой «бедный» человек гораздо легче и бездумнее расстается с деньгами — это кажущаяся бессмысленность и бесцельность накоплений. Бедный человек знает, а точнее думает, что знает, что ему никогда не удастся накопить на хороший дом, или на обучение детей в Гарварде, или на все те яркие дорогостоящие игрушки, которые с такой готовностью преподносит телевидение и Интернет. Он просто не представляет себе, как это — иметь свой дом на берегу океана. Возникает ответное защитное чувство отторжения и желание «хоть немного пожить прямо сейчас».
Если же у бедного человека когда-либо и появляется небольшая сумма, накопленная тяжелым трудом, то она, как правило, слишком мала, чтобы сделать какую-либо инвестицию. А в странах с широко распространенной бедностью нет и развитых механизмов / институтов розничного инвестирования. Но самое главное, отсутствуют даже минимально необходимые знания об инвестициях и базовая финансовая грамотность и культура. Деньги не работают для бедных.
Ловушка бедности действительно держит и топит тех, кто в ней находится — чем дальше, тем больше. В итоге и получается, что «деньги идут к деньгам», а «у бедного отнимется». Вот именно так это и работает, и никакой религиозной мистики. Во все времена и по всей Земле.
Кто-то, конечно, зарабатывает на обирании попавших в ловушку бедности немалые деньги. И становится богаче. Но гораздо большие деньги, и гораздо большие возможности, теряют все — по обе стороны ловушки. Потому, что ловушка бедности — это не игра с нулевой суммой, а игра с уменьшающейся суммой. Бедные беднеют, и количество денег, которые можно на них заработать, быстро уменьшается. Это — не win-win, даже не win-lose, а lose-lose ситуация. И это, как правило, недоступно для понимания, или воинственно игнорируется теми «богатыми», кто строит свой заработок на ловушке бедности.