24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Мне было скучно, и я перевел отрывок из лекции современного философа Грэма Хармана, где рассматривается его ключевая мысль. Он пишет, что идея связей всего со всем устарела и надо вернуться к идее мира, где ничего ни с чем не связано. Вроде ничего особенного, но давай обсудим? Тем более, что этот товарищ отличается от делезов полной прозрачностью изложения.
Грэм Харман
Отрывок из сборника лекций “Bells and Whistles”
Не все соединено
Много десятилетий люди видели внутреннюю связь всего со всем. Искусство якобы связано с его социальным контекстом и материальными условиями его производства. Политику надо рассматривать якобы глобально: свобода и процветание в одном населенном пункте ведут к угнетению и нищете в другом. Отдельные слова, метафоры и личность писателя должны якобы быть единым взаимосоотнесенным целым. В философии реальные вещи должны быть редуцированы к их отношениям. Границы между науками размываются в интердисциплинарных исследованиях. Режим дня обычного человека теряет жесткие границы между приемом пищи, временем работы и просмотром электронной почты. Современный арт выставляется где угодно, не только в специальных галереях. Геология Земли должна быть якобы интегрирована в космическую историю столкновений с кометами и астероидами. В квантовой теории считается, что надо перестать рассматривать природу как объективную данность, изолированную от человеческого опыта. Как показали исследования физиков, акт наблюдения влияет на объект наблюдения, следовательно, объекты и субъекты переплетены. В медицине, помимо лечения конкретных болезней, возникло понятие “хорошее здоровье”, отражающее представление об организме как целом.
Эти примеры всем известны. Но они показывают, что в течение долгого времени главной интеллектуальной стратегией являлась попытка сращивания всего со всем, иначе говоря, холистический подход главенствовал над атомистическим. Нет сомнений, что холизм был во многих отношениях полезным и позволил человечеству иначе взглянуть на мир.
Однако я утверждаю, что эпоха холизма подошла к концу, находится в фазе саморазрушения и нуждается в срочной замене новой научной парадигмой. Каковы симптовы упадка? Становится слишком легко детектировать несвязность сущностей, ведь подразумевается, что все со всем связано. Подобные подходы выглядят как самопародия.
(И уже не только на эмоциональном уровне ощущается необходимость новизны, но в голову приходят логичные и осмысленные аргументы. В некоторых философских школах логическая аругментация – единственное, что имеет смысл, остальное отметается, как бессмысленная поэзия. Рассматривая идеи Маклюэнов о противостоянии диалектики и риторики, я старался показать, что роль логического аргумента не всегда важна. Большинство жизненных ситуаций нестабильны, их невозможно облечь в прямые слова, они выражаются лучше всего намеками и аллюзиями. Можно подобрать логические доводы к любой мысли. Ценность одних и тех же доводов в каждой исторической эпохе различна. Имре Лакатос утверждал тоже самое, когда писал, что научные парадигмы не нуждаются в попперовском принципе фальсифицируемости, потому что они уже фальсифицируемы доказательством от противного. И все же мы цепляемся за привычную науку. Теория гравитации Ньютона существовала, несмотря на то, что не могла объяснить некоторые явления, типа отклонившейся орбиты Меркурия, а квантовая теория сегодня популярна также, как теория относительности, хотя они совершенно несовместимы.)
Поговорим о хайдеггеровском анализе подручного. Нет сомнений, что сам Хайдеггер понимал свое учение как холистическое. Феномены в модусе подручное в сознании разделены и самодостаточны, но реальное (по Х.) в том, что они лежат за поверхностью сознания и глубоко переплетены. Молоток не просто отдельный кусок материи, он получает значение из контекста: используется как строительный молоток, либо как молот войны. Только поверхность разбита на куски, говорит Хайдеггер, между тем как глубина представляет собой единую цепь взаимоотсылок. Не стоит забывать, что Хайдеггер, по мнению большинства ученых, величайший философ двадцатого века. И он, боюсь, самого себя понимал превратно, также как многие замечательные физики 20 века ошибочно интерпретировали результаты своих опытов. В чем он ошибался? Если мы откажемся от холистической догмы и непредвзято взглянем на его учение, то все сразу станет понятно. Возможно, молоток действительно распадается в практическом употреблении на тысячи вариантов, подспудно соединенных друг с другом. Однако подручное у Хайдеггера – лишь одна сторона вещей, другой стороной является наличие (сломанные вещи). Когда молоток ломается, он словно впервые по-настоящему возникает перед нами. Но как он может сломаться, если представляет собой всего лишь систему отношений? В таком случае он был никогда не сломался. Факт поломки говорит о том, что молоток не равен своему месту в системе подручного. Она сама использует маленький фрагмент молотка. Молоток – нечто вроде избытка, лежащего за пределами отношений. Короче говоря, теория подручного не только не способствует идеям холизма, но утверждает прямо противоположное. Мир, где инструмент может вдруг сломаться – это мир, где не все соединено.
Что же сказать о хайдеггеровских феноменах в сознании (наличие)? Философ считает, что они самодостаточны и изолированы от всего. Но эта мысль далека от реального положения дел. Когда я вижу образ молотка, лежащего передо мной, то понимаю, что образ не изолирован, а находится в отношении ко мне. Раз все феномены существует для наблюдателей, очевидно, что они не могут быть независимы и изолированы. Напротив, они зависят от меня и даже обладают паразитической природой. Раз образ молотка зависит от того, кто использует его, значит, молоток в практическом применении находится в паразитической зависимости от доски, гвоздей, домов, и плотников. Феномены в сознании (наличие) и рабочие инструменты (невидимые в работе) должны по Хайдеггеру быть полными противоположностями, но они выражают один и тот же тип бытия – бытие взаимосвязанное, переплетенное. И все же внутренняя жизнь объектов гораздо глубже такого рода отношений, ибо они скрыты и удалены не только от сознания человека, но и друг от друга.
Тут вспоминается недочет в философии Уайтхеда, в целом великолепной. Хотя он возвращается к докантианской вселенной (и это свежо), где отношения между неживыми объектами равны отношениям между человеком и миром, Уайтхед редуцирует любые объекты до их взаимоотношений. Мир предстает цепью взаимоотсылок, или схемой Понци, где каждая вещь перенимает реальность от той, с какой взаимодействует, и так до бесконечности, и ничто не обладает реальностью в полной мере.
Несмотря на то, что Хайдеггера считают одним из главных холистов, я думаю, он принадлежит к противоположному лагерю. На самом деле он демонстрирует полное разъединение между вещами, не способными войти в соприкосновение как с человеком, так и другой вещью. Тоже самое показывает Маклюэн. Как теоретик медиа, создатель термина “большая деревня”, он кажется явным холистом. Он и сам себя, вероятно, считает им, поскольку порицает западную рациональность за то, что она распадается на отдельные самодостаточные области, вместо объединения в единое целое. Но он не холист, по той же самой причине, по какой он не детерминист. А именно: не существует связи между задним фоном (см. выше в книге) и фигурами, населяющими его, и нет связей между современными техническими средствами и теми, какие появятся в будущем. Вместо этого имеется буферная зона неопределенности между двумя моментами времени, созданная из вероятности, случайности и, иногда, медленного результата продуманных действий человека. Нет прямой связи между лошадью и машиной. Поиски и инверсии (retrievals and reversals) в теории Маклюэна напоминают сломанный инструмент Хайдеггера, потому что являются бесполезным остатком, скрытым на заднем фоне мира.