24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Основные обряды, поступки, действия, связанные с вербной неделей, совершались в воскресный день.
Вербное воскресенье проходит под знаком освященной вербы. Растение это, особенно сережки, распустившиеся почки, повсеместно считалось целебным, наделенным особой силой.
В Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и обязательно скармливали его скотине (Ярославская губ.).
В костромских селениях пекли «барашки» – печенье в форме вербных почек.
По верованию крестьян, если съесть девять вербных сережек, то это предохранит от лихорадки.
Почки освященной вербы советовали есть бесплодным женщинам.
Ветками принесенной из церкви вербы хлестали друг друга, и в первую очередь детей, приговаривая:
Верба, верба,
Верба хлёст,
Верба хлёст
Бьет до слез.
Верба синя
Бьет несильно,
Верба красна
Бьет напрасно,
Верба бела
Бьет за дело,
Верба хлёст –
Бьет до слез!
-
Не я бью – верба бьет! Верба хлест бьет до слез!
Повсюду принято было выгонять в первый раз скотину в поле вербой с вербного воскресенья.
«Ветки вербы, принесенные из церкви, обыкновенно прячутся и в случае летней грозы, а в особенности града, их выбрасывают на двор в уверенности, что от этого гроза прекращается и град перестает идти».
Придя от заутрени, хозяин бросает веточки вербы в пищу домашней скотине в надежде на то, что это предохранит скот от падежа. Несколько веток втыкают под крышу дома или хлева, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но и домой возвращалась исправно, не терялась бы в лесу.
«Наряду с этими общепринятыми обычаями, связанными с освященной вербой, в некоторых местах, например, в Козловском уезде Тамбовской губ., существует мнение, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю и, брошенная в пламя, останавливает действие огня, а воткнутая в поле – сберегает посевы.
В том же Козловском уезде распространено верование, что всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье по приходе от заутрени вбить в стену своего дома колышек освященной вербы – средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость».
-
Матрены-настовицы – от насту, окреплого снегу, или от настовиц – пигалицы, чибисы.
На Матрены прилетают чибисы.
Чибис прилетел, на хвосте воду принес.
На Матрену овсянка затягивает свою песенку: «Покинь сани, возьми воз!»
Чибис кричит с вечера – к ясной погоде.
Чибис летит низко – к продолжительной сухой погоде.
К Матрене реки поднимаются, вздуваются. Говорят в эту пору: «Щука хвостом лед разбивает»; «Вешний ледок, что чужой порог – ненадежен».
Связь готовых вскрыться рек с днем Матрены отразилась и в загадке о реке подо льдом:
Гола Матрена для всех страшна,
Лубком же покрыта для всех ходка.
Матрену называют полурепницей оттого, «что поселяне отбирают годные репы для семян, что и составляет у них отдельную, неприкосновенную половину».
В течение долгих веков репа и капуста были одним из основных продуктов питания русского крестьянина, вот почему репа оказалась персонажем популярных сказок, объектом загадок, героиней детских игр.
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.
Сама клубочком и хвост под себя.
Брошу порохом, очутится клубом под зеленым лугом.
Однажды говорила о себе репа: «Я, репа, с медом хороша!» - «Поди прочь, хвастунья! - отвечал ей мед. - Я и без тебя хорош».
РЕПКА (детская игровая сказка)
1. Дедушка с бабушкой
Чистили поляну,
Сеяли репу...
Пришел репу рвати,
Пришел одноногий:
Ножка - за лапку,
Лапка - за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Не вытянули репку!
2. Дедушка с бабушкой
Чистили поляну,
Сеяли репу...
Пришел репу рвати,
Пришел двухногий:
Две ноги за ножку,
Ножка за лапку,
Лапка за бабку,
Бабка - за дедку,
Дедка - за репку,
Не вытянули репку!
3. Дедушка с бабушкой
Чистили поляну,
Сеяли репу...
Пришел трехногий:
Три ноги - за две,
Две ноги - за ножку
и т. д. до «десятиногого».
10. Дедушка с бабушкой
Чистили поляну,
Сеяли репу...
Пришел репу рвати,
Пришел десятиногий:
Десять - за девять,
Девять - за восемь,
Восемь - за семь,
Семь ног - за шесть,
Шесть ног - за пять,
Пять - за четыре,
Четыре ноги - за три,
Три ноги - за две,
Две ноги - за ножку
Ножка за лапку,
Лапка за бабку,
Бабка - за дедку,
Дедка - за репку, -
Вытянули репку!
-
Подмечали, что в Аринин день часто заканчивался разлив рек, вешняя вода уходила, оставляя за собой подмытые берега рек и размытые овраги, отсюда день и получил свое второе прозвище – «урви берега». Начиная с этого дня и в течении нескольких недель люди боялись ходить по над самым обрывом берегов, чтобы не свалиться вместе с подмытым куском берега в реку.