24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
В конце марта – начале апреля прилетают скворцы.
Апрельский скворец – весны гонец.
Синка (трясогузка) прилетит, так через двенадцать дён река пойдет. Синка на лед садится, лед ножками топчет и растопчет (Пинежье)
В апреле ждут ледохода, смотрят, когда третья хвоя падет.
Перва, втора, третья хвоя падет, одна от одной через четыре недели.
Как третья хвоя падет, так через две недели и река пойдет – ледоход (Пинежье).
В апреле заготавливали соковицу – сладкий березовый сок, поэтому в древней Руси апрель назывался «березозол».
Из березы течет мною сока – к дождливому лету.
Перестают топить в избах печи во избежание пожаров.
Для печения хлеба и варения пищи устраивают летние кухни или землянки (Воронежская губ.).
-
Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху принято поздравлять друг друга с воскресением Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами. На Пасху повсюду разрешается всем (мужчинам, парням) звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.
Исключительно пасхальным развлечением было катание яиц, для чего приготовлялись заранее специальные желобки и выбирались опытными игроками яйца особой формы – чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось цело.
Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте (на деревенской площади, ближайшем выгоне и т. п.) загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски – возводились общественные качели. Из разных местностей собиратели конца XIX – начала XX в. сообщали о чрезвычайной популярности качелей на Пасху.
«...на качелях катаются решительно все», возле них «образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и «тальянками» толпятся здесь с утра до ночи; одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль занимают здесь, разумеется, девушки, которые без устали катаются с парнями».
На святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься.
На горе стоят качели,
Пойду покачаюся.
Нынче лето отгуляю,
Зимой повенчаюся.
Скоро Пасха придет,
Кто нас покачает?
Как у нонешних ребят
Веревок не бывает!
С Пасхи гуляния молодежи переносятся на открытый воздух: пляшут, водят хороводы, затевают игры на лужайках за околицей, на лесных полянах, в конце деревенской улицы.
На середину лужка «выходит молодец – запевало и с помощью других начинает песню:
При компаньи мало стало,
Веселиться не с кем стало!
Ой, братцы, мало нас,
Ой, дружки, немножко!
Ты, Феденька, поди к нам,
Ехремыч, приступись!
Ой, братцы, мало нас,
Ой, дружки, немножко!
и т. д. до тех пор, пока не пригласит всех присутствующих молодцев. Затем таким же образом вызывают девиц. После этого, взявшись за руки, образуют круг, который движется то в ту, то в другую сторону и поет:
У Казани у реки озеро воды.
Молодец коня поил, коня воронова.
Коль водицу конь не пьет,
Молодца горе берет.
В карман ручки он сует,
С рублик денег достает.
С рублик денег достает,
Красным девкам подает.
Одна девушка смела
К молодчику подошла,
С парня рубличек взяла,
В караван гулять пошла.
В караване на лужке
Целоваться всем в кружке.
После этих слов играющие целуются» (Алтайский край).
В русских западных губерниях на Пасху совершался еще один обход дворов, напоминающий святочное колядование («нередко он и назывался «зеленые святки»). Там, где этот обряд жил активной жизнью, исполнялся он группой мужчин – волочебников:
Ну-те, братцы-товарищи!
Собирайтесь до кyчечки!
Пройдемте в тoе село,
Поздравим их с праздником,
Их с праздником, с Христовым днем,
С Христовым днем, красным яйцом!
В том селе лежит брусья,
Лежит брусья тесовая,
Тесовая, дубовая.
На том брусьи сидят мужи,
Сидят мужи, мужи честные,
Радят раду, раду добрую:
«Ну-те, братцы-товарищи!
Дожидаемся мы двух праздников,
Двух праздников веселеньких:
Первый праздник – свет Егорий,
Дрyгой праздник – свет Никола,
Свет Егорий с шелковoй травой,
Свет Никола с засeвочком,
С засевочком с овсяненьким».
«Ну-те, братцы-товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Будем радить раду добрую:
Кому у нас, братцы, запахивать,
Запахивать и засевать?»
- «Запахивать пану Ивану,
Засевать его брату!»
-
И не шум шумит, и не гром гремит, -
Христос воскрес на весь свет!
Идут-бредут волочебнички,
Это не волочебнички – разбойнички.
«Хозяинушка ты наш батюшка!
Ай спишь ты лежишь, али так лежишь?
Подари ты нас, волочебников!
Наши дары не велики, малы –
Пару яиц да и рюмку вина,
Рюмку вина да кусок пирога!
Не хочешь дарить – пойдем ты с нам,
Кий волочить, людей смешить!
Хозяинушка наш батюшка!
Что у твоем дворе случилося?
Зажги огонь, сходи ты на двор.
На твоем дворе три радости:
Перва радость – коровка телилася,
Друга радость – овечка ягнилася,
Третья радость – кобыла жеребилася.
Корова телила телочку,
Овечка ягнила ярочку,
Все ярочки по парочке,
Твоим дочкам на придaночки.
Кобыла жеребила кoника,
Коника всё вороника!
Сходи в гумно, там три праздника:
Первый праздник – Христов день,
Второй праздник – Егоров день,
А третий праздник – Илья-пророк.
Он межи сжинал, стоги ставил».
Христос воскрес на весь свет!
Волочебникам выносят яиц, сала, денег, пирогов, молока и пр. В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись:
Кто не даст нам яйца – околеет овца,
Не даст сала кусок – околеет телок,
Нам не дали сала – коровушка пала.
-
На Пасху нередко посещали кладбища – ходили христосоваться с покойниками. На могилах оставляли крашеные яйца, немного хлеба и пива.
-
Окна настежь – теплу дорогу застишь!
Иосиф-песнопевец в народном сознании оправдывает свое определение тем, что с этого дня начинает звучать голосок сверчка и впервые подает голос журавль.
Сверчки просыпаются.
Огородные сверчки начинают свои скачки.
Если сверчок кричит – время пахать под рожь. (Воронежская губ.).
Под полом едет барин с колоколом. (Сверчок.)
На печи кочет поет, спать Акульке не дает. (Сверчок.)
Маленькая птичка, а громко поет. (Сверчок.)
В этот день журавль в первый раз крикнет.
У костромских крестьянок существовало поверье: чтобы спина не болела от полевых работ, надо, «увидя в первый раз весною пролетающих журавлей, лечь на траву и семь раз перекувырнуться через голову или перевернуться с боку на бок, приговаривая:
Журавель, журавель,
У тя шея колом,
А у мня спина колесом,
А не крюком».
Спина при полевых работах будет «пружинная».
-
Дети, «увидев летящих в родные края журавлей, вторя их голосам, приветствуют:
Ики, ики, ики, ики -
Крики! Крики! Крики!
Икли, икли, икли -
Это журавли! Это журавли!
Курли, курли, курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-си,
По Руси! По Руси!
Ты-латы, ты-латы,
С высоты! С высоты!
То-то-ты, то-то-ты,
Журавли идут в домы!»
В эту пору с особенным удовольствием исполняли ребятишки известную песню «Журавель»:
Повадился журавель, журавель
На бабьину конопель, конопель.
Припев: Такой, такой журавель,
Такой, такой зобастый,
Такой, такой носастый,
Такой, такой длинный –
Конопельку щиплет.
Уж я же того журавля изловлю,
Сетью крылья обовью, обовью.
Такой, такой журавель...
Чтоб он больше не летал, не летал,
Конопельки не щипал, не щипал.
Такой, такой журавель...
В Самарской губернии про журавля небылицу рассказывали:
Долгоногой журавель
На мельницу ездил,
Коза муку мелет,
Козел засыпает,
А маленьки козленочки
Муку выгребают,
А барашки круты рожки
В дудочку играют
А сороки-белобоки
Пошли, танцовати,
А вороны стережёны
Пошли примечати.
Сова из-за угла смотрит,
Ногами топчит,
Головой вертит.
-
Смотрят в этот день на ольху.
Обилие на дереве сережек предвещает урожай овса, коли листьями ольха «одевается» ранее березы – ждут дождливого лета.
На Иосифа устраивают «ольховые смотрины» в поисках лучшего дерева для сруба на колодец.