24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Пятьдесят первый день после Пасхи, или первый понедельник после Троицы.
Духов день в народном календаре очень трудно отделить от предшествующей семицкой недели. Именно к Духову дню приурочивалось в некоторых местах развивание венков, в Сибири в Духов день «вечером, сняв убранство, березку топили в Ангаре». С Духовым днем связаны поверья и обряды вокруг русалок, а весь период с понедельника на троицкой неделе до понедельника следующей недели назывался «русальной неделей», «гряной» и считался временем, когда русалки выходят из воды, играют, качаются на деревьях и заманивают прохожих, чтобы их защекотать.
Русалки – это души утопленниц или детей, умерших некрещеными.
На смоленской земле полагали, что русалки «до Духова дня живут в водах; на Духов день русалки выходят из своих жилищ и плещутся на поверхности воды. Иногда русалки могут заходить и далеко от места своего обитания, в леса и рощи. Цепляясь волосами за сучья и стволы, если эти деревья согнуты бурею, они качаются как на качелях, с криком «рели-рели!» или «гутыньки, гyтеньки!» <...> Остерегаются купаться на Духов и Троицын день»; уверены, что на гряной неделе «опасно одному ехать чрез засеянное рожью поле: русалки могут напасть и замучить». Есть и средство избавиться от русалок во время нападения: «нужно начертить на земле крест, который обвести кругом чертою; в этом кругу и стать. Русалки тогда не подступятся; походят, походят около черты, а потом и спрячутся».
В той же Смоленской губернии крестьяне были убеждены, что русалку можно поймать и привести домой. Вот одна быличка, записанная на рубеже XIX–XX веков:
«Мой прадед, – рассказывал крестьянин, – пошел однажды на русальной неделе в лес лыки драть; на него там напали русалки, а он быстро начертал крест и стал на этот крест. После этого все русалки отступили от него, только одна все еще приставала. Прадед мой схватил русалку за руку и втащил в круг, поскорее набросив на нее крест, висевший у него на шее. Тогда русалка покорилась ему; после этого он привел ее домой. Жила русалка у прадеда моего целый год, охотно исполняла все женские работы; а как пришла следующая русальная неделя, то русалка снова убежала в лес. Пойманные русалки, говорят, едят мало – больше питаются паром и скоро бесследно исчезают».
В представлении крестьян других губерний, русалки «ночью при луне, которая для них ярче обычного светит, качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее».
Любопытную историю про встречу с русалкой услышал один из собирателей в Читинской области уже в наше время:
«Две бабки с гостей шли. Одна теть Шура наша была. До мостика дошли, смех услышали. Интересно им стало, решили, что девки с парнями балуются. Подошли поближе, видят: девка в воде стоит, волосами трясет и хохочет. А смех-то такой, что страх наводит. Испугались они, и бежать. В чужой дом заскочили и – к окну. А девка волосы свои чешет и смеется. Тетка Шура как матюгнется! Девка в воду плюхнулась и замолчала, а гребень на берегу оставила.
А утром тетя Шура за водой пошла и его домой притащила. И кажду ночь ей та девка-волосатиха спать не давала: стучит то в окно, то в двери. Тетка Шура старичку одному рассказала. А он ей: «Снеси гребень-то, девка, а то русалка житья не даст». Утащила бабка гребень, и та девка к ней ходить перестала».
-
Если летом ночью не было росы, днем будет дождь.
Если при ясной погоде летом отдаленные предметы не ясны, как бы в тумане – будет дождь.
Когда издалека видимые предметы кажутся необыкновенно большими, можно ждать северного ветра и дождя (Воронежская губ.).
Если воздух над лесом посинеет – будет тепло.
Стадо к вечеру разревелось – будет дождливо.
Если пчелы роем гудят на цветущей рябине – завтра будет ясный день.
Воробьи веселы, подвижны, драчливы – к хорошей погоде.
Если вокруг муравейника много муравьев – к хорошей погоде.
На Леонтия-огуречника садят последние огурцы (Московская губ.).
Массовое появление оводов – к урожаю огурцов.
Во многих местах сеют в этот день коноплю.
Коноплю в поле сей и на рябину гляди – коли цвет в круги, и конопли долги.
В зерна, приготовленные для посева, кладут пасхальное яйцо «и при посеве этих семян разбрасывают по полю яичную скорлупу, приговаривая: «Роди, боже, конопли белы, як яйцо». У кого конопелька, у того двойная копейка.
Кину с блошку, вырастет с лутошку. (Конопля.)
Летом – сосенка, зимой – коровка. (Конопля.)
Во многих местностях начинался посев конопли. В прежние времена конопля была очень ценной сельскохозяйственной культурой, которую выращивали почти в таких же количествах, как и лен. Из конопли ткалась особая ткань, грубая и прочная, которая называлась посконь. Из нее делались мешки, посконь хорошо сохраняла зерно и овощи от гниения и замерзания, в морозы ею укутывали хранившиеся в погребах картофель и капусту. В народе считалось, что посконь полезна и для здоровья тела. Поговаривали: «Невеяный хлеб – не голод, а посконная рубаха – не тягота». Считалось, что у человека, носившего одежду из поскони, никогда не будет кожных болезней, и суставы его тела всегда будут здоровыми. Конопляное масло же было весьма ценным пищевым продуктом. Обычно его добавляли в каши, верили, что оно защищает людей от болезней желудка.
Другой покровитель этого дня, Роман, слыл чудотворцем. Считалось, что он помогает людям от бесплодности и бездетности. Для того, чтобы избавится от этой беды, муж и жена заказывали в этот день молебен в церкви, а после пили и умывались водой, собранной от первого дождя, пролившегося по весне.
-
Ой, посею конопёлку
Рано-рано-рано, конопёлку.
Не на пахотну земёлку,
Рано-рано-рано, вот земёлку.
Уродися, конопёлка,
Рано-рано-рано, конопёлка,
И не низко, не высоко,
Рано-рано-рано, не высоко,
Только листиком широка,
Рано-рано-рано, вот широка.
Листом землю покрывает
Рано-рано-рано, покрывает.
Горносталько подбегает,
Рано-рано-рано, подбегает.
Конопёлко подъедает,
Рано-рано-рано, подъедает. (Мезень.)
-
«Конопля, конопля зеленая моя!
Что ж ты, конопля, невесело стоишь?» –
«Ах, как мне, конопле, веселой стоять?
Снизу меня, коноплю, водой подмыло,
Поперек меня, коноплю, бурей сломило,
Сверху коноплю воробьи клюют!» –
«Девка ты, девушка, девушка красная!
Что же ты, девушка, невесело сидишь?» –
«Ах, как мне, девушке, веселенькой быть?
Мой батюшка хочет замуж меня отдать,
А мачеха хочет в черницы постричь!
Мой батюшка пошел бояр собирать,
А мачеха пошла за игуменьею.
Скрипнули ворота растворчатые,
Брехнула собака борзая на цепи, –
Мне чало – батюшка с боярами,
Ажно – моя мачеха с игуменьею».
«Садись, мое дитятко, на золотое стульце,
Расплетай, мое милое, русую косу!»
«Пусти меня, матушка, на Дон погулять,
Белильца, румяна с лица посмывать!»
«Смоешь, мое дитятко, горючей слезой,
Сотрешь, мое милое, пельчатым рукавом!»