24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Последний день Русальной недели.
В середине XIX века в селе Ульяновка Лукояновского уезда Нижегородской губ. молодежь отмечала «проводы русалки», которые одновременно понимались и как проводы весны. Участники собираются на площади в центре села, «тут кого-нибудь наряжают лошадью, подвешивают под шею колокольчик, сажают верхом мальчика и двое мужчин ведут под уздцы в поле, а позади весь хоровод с громкими прощальными песнями провожает и, придя в поле, разоряет наряженную лошадь с разными играми».
Более подробное описание этого же обряда сделано в Пензенской губернии. Здесь, «хотя ряженых бывает немного, но, – как пишет исследователь, – все умеют быть веселыми и стараются быть забавными. Один наряжается козлом, другой надевает на руки и на ноги валяные женские сапоги и изображает собой свинью (самая трудная роль), третий шагает на высоких ходулях, четвертый наряжается лошадью» или просто насаживает на длинную палку лошадиный череп, а саму палку окручивает тканью и веревкой, один конец которой остается свободным. «За этот повод уздечки берется ловкий молодец, изображающий вожака и руководящий скачками и пляской упрямой, норовистой лошади. Она брыкается, разгоняя хохочущую толпу девчонок и мальчишек, а тут же, рядом с ней, бодается козел, постукивая деревянными челюстями и позванивая подвязанным колокольчиком... Все имеющиеся налицо музыкальные инструменты принесены сюда: заливаются гармошки, трынкают балалайки, пищит скрипка, и, для полного восторга провожающих весну, раздаются громкие и звонкие звуки от ударов в печные заслонки и сковороды... Самая процессия проводов весны совершается так: впереди идут с лошадью русальщики, за ними бегут вприскочку перепачканные ребятки (это «помелешники» или «кочерыжники»), которые подгоняют кнутами передних. В поле, за деревней, делают несколько холостых выстрелов из ружей, а в честь русалок выделяется бойкая девушка, которая с палками в руках скачет взад и вперед. Затем лошадиную голову бросают в яму до будущего года – это и есть проводы русалки и прощание с весной».
В селах Саратовской губернии проводы русалок устраивали «на заговенье перед Петровым постом», т. е. через неделю после Троицы. Здесь в обряде участвовали главным образом старухи; «они берут ржаной сноп, приделывают руки, обряжают по-бабьи, кладут на носилки, вопят и несут чучело-русалку в ржаное поле, где оставляют на меже. Во время шествия с чучелом-русалкой несколько раз поют песню:
Уж ты свет моя Кострома,
Государыня Костромушка была,
Не Костромушка, кумушка моя!
Не покинула при нужди ты меня,
При нужди, при старости».
От известной воронежской сказительницы А. К. Барышниковой (Куприянихи) был записан рассказ об обряде похорон русалки, который держался очень долго в селе Б. Верейка, и последний раз его совершали в 1936 году. Делали куклу, наряжали ее в белое, «клали на носилки. Одна из девушек изображала попа, у которого в руках было кадило – стоптанный, старый лапоть, свечи – стебли тростника. Процессия приходила на ржаное поле, и здесь куклу раздевали. Фигуру «русалки» и палки от носилок бросали в лог у ржаного поля. Делалось это для того, по словам сказочницы, чтобы лучше рос хлеб».
Последний пример – из Зарайского уезда Московской губернии. Девушка, изображающая русалку, «в одной рубашке, с распущенными волосами, верхом на кочерге, держа в руках полено через плечо... едет впереди, а за ней идут девки и бабы, бьют в заслон. Ребятишки бегают вперед и то и дело заигрывают с русалкой, хватая ее кто за руку, кто за рубаху, кто и к кочерге прицепится, приговаривая: «Русалка, русалка, пощекочи меня!» Вся эта толпа с русалкой впереди направляется ко ржам...» Во ржи русалка старается кого-нибудь схватить и пощекотать, другие защищают преследуемую. «Тут пойдет свалка, пока ей не удается вырваться и схорониться во ржах. Теперь кричат все: «Мы русалку проводили, можно будет везде смело ходить!», и разбредутся по домам. Русалка же, посидев немного, прокрадется задками домой. Народ же до самой зари гуляет по улице».
За русалкиным заговеньем начинался Петровский пост, затем шли сами Петровки – сенокос с его работой и молодежными гуляньями и, наконец, Иван Купала – большой праздник, завершающий весенне-летние обряды, знаменующий день летнего солнцестояния и подготовку к самой важной страде – уборке урожая.
-
В день Феодосии-колосяницы рожь колосится, выметывает колос.
Озимые хлеба на Федосью колос выметают.
Федосьи-девицы, дак рожь на трубицы, начнет колоситься.
Колосится рожь – много грибов найдешь.
На Феодосью идут первые боровики, которых называли колосовиками.
Если знойный июнь — на колосовики плюнь.
Не будет за полем – не будет и на поле: не будет урожая грибов да ягод – не будет и хлеба (Пинежье).
Рожь две недели зеленеет, две недели колосится, две отцветает, две наливает, две подсыхает.
По цвету ржи гадают о цене хлеба: если рожь начинает цвести снизу – будет низкая цена хлебу, если с середины – средняя, если сверху – высокая (Тамбовская губ).
Пока рожь не заколосилась, детям и молодежи не разрешалось скакать на досках – самом простом виде качелей, состоящих из доски на бревне, на обоих концах которой поочередно подскакивают. Прыгать и скакать было нельзя, так как, по объяснению крестьян, земля в это время «была тяжела».
На Федосью ходили в поле смотреть всходы.
Взошли хлеба – не дивись, налились хлеба – не хвались, хлеб на току – про урожай толкуй.
Радуйся хлебу не на корню, а в амбаре.
Всходы – еще не хлеб.
Хорошая нива всякому диво.
Зеленая грамотка лежит на черном бархате.
Зеленая простыня черную постель покрыла. (Всходы на ниве.)
Осенью черно,
Зимой бело,
Весной зелено,
Летом желто. (Нива.)
Хлеба заколосились – молодежь отправлялась в поля величать рожь. Катались но всходам ржи, приговаривая: «Расти, расти трава к лесу, а рожь к овину!»
Или «танки водили», т. е. ходили рядом, взявшись за руки, и пели:
Ржица-матушка колосилася,
Во ржи свинушка поросилася.
Семьдесят поросят, да все свиночки,
Все свиночки, да все пестреньки,
Хвостики у них востренькие.
(Калужская губ.)
Дети вторили молодежи:
Солнце, солнце,
Выблесни в оконце,
Дай овсу рост,
Чтобы до небес дорос,
Матушка-рожь
Чтобы встала стеной сплошь!
Владимирцы называли Федосью «гречушницей» от сева гречи:
Спеши в вёдро всю работу справить.
Вёдро колосит хлеба.
В этот же день повсюду скоту давали немного хлебного корма, чтоб плодился.
В поле пашеница
Перестой стояла.
Маю, маю,
Маю зеленo!
Перестой стояла,
Колосом махала.
Колосом махала,
Голосом гукала:
«Девки, молодухи,
Выходите, жните!
Не могу стояти,
Колосом махати.
Буйное колосье
Суколены ломит».
Маничка младая
Просилася замуж:
«Батюшка, мой родный,
Отдай меня замуж!
Не могу ходити,
Русых кос носити.
Русые косоньки
Плечушки сломили».
Маю, маю,
Маю зеленo!
(Смоленщина.)