24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Ласточки отлетают.
Начало молодого бабьего лета (до 11 сентября).
С Успенья солнце засыпается.
Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается.
На Успенье огурцы солить, на Сергия (8 октября) капусту рубить.
Озимь сей за три дня до Успенья и три после Успенья.
До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.
До Успенья пахать – лишнюю копну нажать.
-
Успенье – дожинки.
Успенье – окончание жатвы, складчины, братское пиво.
Акулина, тетушка,
Тяжела работушка.
Всё покосы, нивушка,
Болит моя спинушка.
-
Как по осени ломала
Красную калинушку,
Во полях снопы вязала –
Надломила спинушку.
-
Жала я с утра до ноченьки
Пшеницу да овес,
Только девке хлеба белого
Поесть не удалось.
-
Девушки вы, девушки,
Молоденькие жнеюшки,
Дожинайте в поле рожь,
Придет к вам скоро молодежь.
Оканчивается уборка и посев озимого хлеба. Начинается Успенский пост. «Однако ж на это нечего смотреть: лучше работать, чем хлебу в поле лежать да по-пустому пропадать».
Пост Успенский называется спожинками.
Закончив жатву, женщины приговаривали: «Кто пахал – тому силку, а кто сеял – тому две, а кто жал – тому все».
По завершении работ, жнеи катались по ниве со словами:
Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку:
На пест,
На колотило,
На молотило.
На кривое веретено!
Друг друга поздравляли с окончанием жатвы:
Ох, и слава богу,
Что жито пожали!
Что жито пожали
И в копы поклали:
На гумне стогами,
В клети закромами,
А с печи пирогами.
По старому общерусскому обычаю на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентой – «завивали бороду» – и приговаривали: «Дай бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!»
Уж мы вьем, вьем бороду
У Гаврилы на поли,
Завиваем бороду
У Васильевича да на широком,
У Васильевича да на широком.
На нивы великой,
На полосы широкой,
Да на горы на высокой,
На земли чернопахатной,
На землицы на пахотной.
-
Вейся, вейся, борода,
Бородушка, вейся,
Сусек, наполняйся!
-
Оставляя несколько несжатых колосьев, жнеи надеялись вернуть земле силу, потраченную ей на выращивание урожая. Чтобы усилить это действие, «бороду» украшали (перевязывали) лентой, свивали в венок, пригибали его к земле и слегка присыпали землей, прикапывали; под эти стебли клали хлеб с солью, низко кланялись и скрепляли сделанное словами:
– Вот тебе, Илья, борода, на лето уроди нам ржи да овса!
– Батюшка Илья-борода! Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!
Егорий, приходи,
Коня приводи,
И наших коней корми,
И овечку корми,
И коровку корми!
-
Нивка, нивка,
Отдай мою силку!
Ну я тебя жала,
И силку потеряла!
Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку
На яровинку,
На овес, на гречиху,
На конопельки!
Чтоб мне постараться,
Конопелек набраться!
Последний сноп молча жали. Девушки жали сноп-молчанушку: если заговорят, жених будет слепой (Костромская губ.).
Последний сноп связывается специально сделанным свиточком, хозяйка присаживается на сноп и приговаривает: «Ржица-матушка, народи на лето получше этой, а если такой, то не надо никакой».
Последний сжатый сноп – «именинник», он пользуется особым почетом: его наряжают в сарафан или обвивают ситцевыми платками и с песнями несут на пир честной, называемый «складчинами» или «братчинами», так как устраивается он на собранные со всего мира деревенские деньги.
Последний сноп ставят на тябло, под иконы. Затем делают из яиц пожинальницу (яичницу). Последний сноп овсяной жнивы на Покров скармливают скотине или дают курам, овцам, няшам, коровам и лошадям – всем по горсточке (Костромская губ.).
Во многих местах последний сноп сохраняется до Нового года.
Наиболее рельефно товарищеское начало проявляется в так называемых «выжанках», во взаимопомощи при окончании жатвы. Единственным вознаграждением лиц, явившихся на «выжанку», служит угощение... Заранее оповещается, что у такого-то тогда-то будет «выжанка»... Женщины охотно идут на «выжанку», имея в виду несколько повеселиться в разгар полевых работ, обеспечить себе подобную же помощь.. Работают с песнями и шутками, один другого подбодряя. Успех работы при этом бывает настолько велик, что иные оставляют к «выжанке» добрую половину всей своей жатвы (Архангельская губ.).
Когда возвращались с поля, входя в дом, говорили:
Жали-ложали,
Три пряди нажали,
Первая прядь – на еду,
Вторая прядь – на семена,
Третья прядь – про запас.
(Пинежье.)
Жнеи передавали хозяину с хозяйкой венок, сплетенный из колосьев. Венок этот хранился в переднем углу избы.
Петрушечка господырёк!
Отгреби-тко свой роёк!
Отсыти ты нам сыты,
Жней за стол усади.
Жней за стол усади,
Пива-меду поднеси!
Ты напой меня, жнею, –
Я те песенку спою.
В конце застолья благодарили хозяина с хозяйкой за угощение:
Ай, спасибо хозяину
За мягкие пирожки!
Ой лели, ой что лели,
За мягкие пирожки!
Ай, спасибо тому.
Кто хозяин в дому!
Ой лели, ой что лели,
Ой что лелюшки мои!
-
Выше-выше ясный месяц
За всех облаков,
Лучше-лучше наш хозяин
За всех мужиков!
Он умеет, он умеет
Поле полевать,
Он умеет, он умеет
Жнеек чествовать.
(Смоленщина.)
В конце дня, прощаясь, исполняли последнюю песню:
Дожaли, дoжили,
Оспожинки встретили,
Коровая пoчали,
Толокнa процвeдали,
Гостей угостили,
Богу помолились!
Хлебушко, расти!
Времечко, лети, лети!
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!
-
Хозяйки на Успение традиционно приступали к массовой засолке огурцов и квашению капусты. Огурцы солили в специально подготовленных дубовых бочках, считалось, что это придает овощам особый аромат и хрусткость. Для получения самых хрустящих огурцов старались использовать свежую родниковую воду, на крайний случай, воду колодезную. Вода из открытых водоемов считалась плохим подспорьем в засолке. При засолке в огурцы непременно добавлялись специи: соцветия укропа, листья и корни хрена, листья вишни и смородины, иногда чеснок (хотя его добавляли не все, считалось, что он закисляет огурцы). Иногда хозяйки добавляли и лесные травы для особого аромата – мяту, душицу, чабрец. Бочки с огурцами хранили в сухих и прохладных местах, при этом следя, чтобы на поверхности не появлялась плесневая пленка. если такая неприятность случалось, то пленку аккуратно снимали, а рассол посыпали молотой горчицей.
28 августа отмечается один из 12 главных православных праздников в году - Успение Пресвятой Богородицы. Этот день посвящен воспоминанию о смерти Божией Матери. Слово «успение» символизирует не смерть обычного человека, а вознесение духа и тела к Богу.
По преданию, после вознесения Иисуса Христа, Пресвятая Мария осталась на попечении апостола Иоанна. Когда Царь Ирод начал гонение христиан, Богородица с Иоанном поселилась в Эфесе, где она постоянно молилась и просила Господа поскорее взять ее к себе. Однажды к ней явился Архангел Гавриил и известил, что по истечении трех дней ее земная жизнь закончится.
Перед уходом Дева Мария пожелала увидеть всех апостолов, проповедовавших христианство в разных городах. Ее желание исполнилось, и апостолы собрались у ложа Богородицы, на котором она смиренно приняла смерть.
Гроб с телом Девы Марии захоронили в пещере. Апостолы еще три дня оставались у ее подножия и молились, а апостол Фома опоздал к погребению. Ему было дозволено отворить вход в гроб и поклониться святым останкам, но тела в пещере не оказалось, и апостолы убедились в телесном вознесении Богоматери.