24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
На грязнуху не бывает сухо.
На грязниху большая грязь – четыре седмицы до зимы.
Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь.
На Парасковию-льняницу начинают мять и трепать лен.
Параскева Пятница – бабья святая, «так как повсюду наши крестьянки считают ее своей заступницей».
Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи.
Мни и толки львы с грязнихи.
Мни лен доле и волокно будет доле.
Коли мять лен, так уж доминать.
Параскева Пятница представляется в виде высокой, худой женщины с длинными распущенными волосами. Высоких и худощавых женщин еще и сейчас иногда называют «долговязая пятница».
В пятницу нельзя прясть, а шить можно.
В пятницу не только нельзя прясть, но даже иметь в доме конопель (Воронежская губ.).
Кто прядет в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с матерью (кострицей забьет глаза).
Кто в пятницу много смеется, тот в старости много будет плакать.
За нарушение запретов, связанных с пятницей и с пряжей, Параскева Пятница сурово наказывает. Об этом рассказ, записанный со слов крестьянки Ярославской губ.:
«В одной деревне жила женщина. Женщина эта была хорошая работница, только совсем она не почитала пятницы, пряла и ткала в пятницу, и белье мыла, и всякую работу в пятницу делала. Вот раз осталась она в избе одна-одинешенька, а дело было в пятницу вечером. Сидит баба да прядет. Только вдруг слышит она, по сеням кто-то идет. А двери с улицы в сени были заперты. Спужалась баба не на шутку – сидит ни жива ни мертва. Вдруг тихонько начала отворяться из сеней дверь в избу, и вошла женщина, страшная и безобразная. На ней были все лохмотья да дыры; голова вся платками рваными укутана, из-под них клочья волос повылезали растрепками; ноги у ней были все в грязи, руки тоже в грязи, и вся она, с головы до ног, была осыпана всякой нечистью и мусором. Вошла эта страшная женщина, начала молиться на образа и плакать. Потом подошла к хозяйке и говорит:
– Вот ты, женщина негодная, как ты меня обрядила. Прежде я в светлых ризах ходила, да в цветах, да в золотом одеянии, а твое непочтение вот до какой одежи меня довело. <...>
Тут баба догадалась, что в избу к ней вышла сама Пятница, и стала было прощение просить. А Пятница: «Нет, – говорит, – тебе моего прощения». Да взяла железную спицу, которой кудель льну к копылу привязывают, и стала тыкать ей бабу. Тыкала, тыкала, пока до полусмерти не истыкала. Утром нашли бабу всю в крови и насилу в чувство привели. Да только с тех пор баба по пятницам уж работать – ни-ни: стала почитать праздничный-то день».
Широко распространен рассказ о том, как обиженная Пятница превратила бабу-«непочетницу» в лягушку. С тех пор будто бы и лягушки на земле пошли.
-
Пятница, святая мученица Парасковея, пошли мне женишка-то поскорее! (Архангельская губ.)
Хоть за старца, лишь бы в девках не остаться.
На красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко.
С мужем – нужа, без мужа и того хуже; а вдовой да сиротой – хоть волком вой.
-
Повсеместно существует поверье, что святая Пятница ходит по земле в виде молодой женщины и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты и т. п. Иных она наказывает, других милует и даже награждает.
«Попался ей раз навстречу по дороге работник, который отошел от хозяина. Сел этот прохожий закусить, а к нему и напрашивается неведомая красавица, чтобы разделить с нею хлеб-соль. Поели они. «Вот тебе за то награда: иди в это село, найди там богатую девушку-сиротку, бери ее за себя замуж. А я даю тебе сто лет веку». Он так и сделал. Жил он ровно сто лет, и пришла к нему Пятница с тем сказом, что пора-де умирать. Умирать не хочется: «Прибавь еще одну сотню!» Прибавила. Когда исполнился последний день второй сотни лет, она опять пришла. «Еще прибавь сотню!» Прибавила.
Жил-жил человек, и самому даже надоело, и такой он стал старый, что по всему телу мох вырос. Приходит святая Пятница и смерть с собой привела: «Ну, теперь пойдем. И вот тебе хорошее местечко здесь остаться». Место очень понравилось, но она повела на другое, которое ветхому старику еще больше полюбилось. Когда привела его на третье, то отворила дверь и пихнула его прямо в ад и промолвила: «Когда бы ты помер на первой сотне лет своих, то жил бы в первом месте, на второй – на втором месте, а то в тристa-то лет ты столько согрешил, что где же тебе и жить, как не у чертей в когтях?»
-
Выбитое при обработке льна семя тщательно собиралось и на Параскеву из него впервые в новом сезоне выжималось масло. Часто это делалось в каждом хозяйстве на небольших ручных прессах, из килограмма семян крестьянки обычно получали около 400 граммов масла. На ужин в день Параскевы варилась каша из свежего пшена, которая сдабривалась свежеотжатым льняным маслом. Такая еда называлась «первинками».