24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Начало стрижки овец.
В южных степных районах — последняя стрижка овец.
На Настеи-овчарницы кормили пастухов по домам за то, что овец сберегли.
ЗАГАДКИ И ПОГОВОРКИ ПРО ОВЕЦ
По горам, по долам ходит шуба да кафтан.
Шуба наша в поле паслася, Вышло из травки сладкое мясо.
Не прядет, не ткет, а людей одевает. (Овца, баран.)
Руном с овцы одевались и отцы.
Овчинка выделки не стоит.
Аврамию Ростовскому и Анастасии Римляныне посвящен этот день.
Аврамий жил на земле русской в XI веке. По легенде, домом своим он избрал побережье Неро-озера, где и жил в простой хижине. Здесь жили племена финские – весь и меря, поклонявшиеся идолу бога Велеса.
Как-то раз преподобному было явление Иоанна Богослова, и, получив от него жезл, увенчанный крестом, Аврамий разрушил языческого идола и на этом месте построил храм имени Иоанна. За всю свою жизнь Аврамий привел к христианству немало язычников.
Анастасия, принадлежавшая к знатной римской семье, жила в 3 веке. Рано потерявшую родителей Анастасию воспитали в христианской женской общине, наставляла которую старица София.
Когда Анастасии исполнилось 20, она встретила градоначальника Прова и не испугалась перед ним открыто признаться в своей вере, и более того – отказалась поклониться богам язычников. В наказание Пров велел сорвать с Анастасии одежды и так поставил перед толпой, но и тогда мученица не сдалась, принявшись обличать Прова в грехах. Тогда он сначала пытал ее, а затем казнил.
Анастасию народ почитал как покровительницу овец, Аврамия – как заступника овчаров, от души гулявших в праздник своего ремесла, когда угощала их вся деревня. Обязательно пеклись пироги-пирожки из муки нового урожая, которые подносили женщины: считалось, это помогает уберечь каждую овцу.
На летних пастбищах пастухи не забывали поместить на дереве икону Анастасии, полагая, что тогда отару не тронут волки, а кроме святой такая защита едва ли кому-то по силам.
В южных регионах в этот день завершали стрижку овец, в северных – только начинали. После прядения из овечьей шерсти ткали ткани на зимнюю одежду или же изготавливали нитки, из которых уже мастерицы, мелькая спицами, готовили варежки, чулки-носки, шали.
Об овцах сложились загадки для самых маленьких, к примеру: «Не прядет, не ткет, а людей одевает», «По горам, по долам ходит шуба да кафтан».
Удостоились овечки и поговорок: «Овца не помнит отца, а сено ей впрок не идет: сыта — кричит, голодна — кричит», «Руном с овцы одевались и отцы».