24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Кузьминки — об осени одни поминки.
Кузьминки — встреча зимы.
Снежный день обещает будущей весной большой разлив.
Если на Козмодемьяна лист остается на дереве, то на другой год будет мороз.
Обычны в эту пору умеренные морозы: Демьянов путь — не путь, а только перепутье.
Кузьма и Демьян слывут в народе кузнецами.
Кузьма-Демьян — кузнец кует лед на земле и на водах.
Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать.
Не заковать реку зиме без Козмодемьяна.
Козьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом.
Козьма закует, а Михайло раскует (часто 21 ноября бывает оттепель).
Кузьма и Демьян — рукомесленники, покровители ремесел, главным образом, кузнечного искусства и женского рукоделия. С Кузьмы-Демьяна женщины вплотную принимаются за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просят помочь не отстать в работе от тех, кто начал ее раньше:
— Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними.
Кузьма и Демьян — праздник кузнецов. В народе рассказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, отчего и зовут их бессребрениками.
В Тотемском уезде Вологодчины полагали, что Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы; просили только, чтобы хозяева вволю кормили их кашей, поэтому и именуют их иногда «кашниками».
В день, когда празднуется память этих святых, в деревнях носят в церковь кур и варят кашу, «отведать которую приглашают и святых угодников:
— Кузьма-Демьян,— говорят крестьяне, усаживаясь за трапезу,—приходите к нам кашу хлебать!»
В Курской губернии «наряду с кашей крестьяне считают необходимым бить 14 ноября трех куренков и есть их утром, в обед и вечером, «чтобы птица водилась»... Трапеза в здешних местах сопровождается всегда специальной молитвой:
«Кузьма-Демьян-сребреница! Зароди, господи, чтобы писклятки водились». Наблюдают также, чтобы за трапезой отнюдь не ломались кости, а то цыплята будут уродливые».
На Кузьму и Демьяна — куриная смерть (режут кур).
На Козмодемьяна курицу на стол (Тамбовская губ.).
Курицу на стол, цыпленка попу.
С этого дня бьют кур на продажу. Воронежские крестьяне 14 ноября обязательно жарили кочета и курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой.
Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником.
«В некоторых местах существует даже обычай, в силу которого девушка-невеста считается в день Кузьмы и Демьяна как бы хозяйкой дома, она приготовляет для семьи кушанья и угощает всех, причем в качестве почетного угощения подается куриная лапша».
На три дня Кузьминок девушки снимали помещение (если еще не начались регулярные посиделки), устраивали ссыпчину и принимали парней. Полагалось каждой девушке принести из дома что-либо съестное в сыром виде, нередко они обходили дома и выпрашивали припасы для Кузьминок. Собрав продукты, девушки все вместе готовили пиршество, обязательным блюдом которого была каша.
«Полно девкам чужое пиво варить, пора Свое затевать»,—говорили, имея в виду девушек на выданье.
Кузьминки продолжались «до света», причем парни, расправившись с приготовленным угощением, отправлялись воровать соседских кур. «К покражам такого рода крестьяне относятся довольно снисходительно, и если бранятся, то только для порядка».
В Пензенской и некоторых других губерниях существовал обычай в Кузьминки устраивать «похороны Кузьмы-Демьяна». К вечеру последнего дня праздника девушки изготавливали чучело: набивали соломой мужские штаны и рубаху, приделывали к ним голову. Опоясывали чучело кушаком, обували в старые лапти и усаживали посреди избы. Сначала устраивали потешное венчание — женили Кузьку на одной из девиц, затем клали его на носилки и утаскивали в лес или на зады. Там чучело раздевали, раздергивали, плясали на соломе, а потом сжигали ее.
В избе молодежь не ограничивалась угощением, пиршеством. Непременно звучали песни и разыгрывались так называемые «поцелуйные» игры.
1. ЦАРЕВНА
Играющие становятся в круг, на середину его выходит одна девушка — «царевна», парень — «царевич» ходит за кругом.
Круг города ходит
Царев сын, королек,
Невест выбирает,
Царев сын, королек.
Что за городом царевич,
Что во городе царевна
Золотым перстнем сияла,
Все царевича прельщала.
Золотым ключом бряцала.
Разрубай, царевич, вороты,
Что воротички пошире,
Что еще того пониже:
Войди, царевич, в город,
Подойди, царевич,поближе,
Что еще того поближе!
Поклонись, царевич, пониже,
Что еще того пониже!
Поцелуй ее послаще,
Что еще того послаще!
Ты возьми ее за ручку,
Поведи ее за город!
Выбирай себе другую,
Что из тысячи любую.
(Псковская губ.)
2. ИГРА КЕЛЕЙКОЮ
«Кто-нибудь из парней садится на стул посреди избы, девушки же составляют кружок, ходят вокруг сидящего и поют:
Вокруг я келейки хожу,
Вокруг я новенькия,
Вкруг сосновенькия.
Уж я старца бужу,
Я спасенную душу:
«Уж ты, старец, встань,
Ты спасенная душа!
К заутрени звонят,
К обедне зовут!» —
«Уж ты прочь, пономарь,
Пустозвон, не мешай!
Не могу я встать,
Головы поднять;
Голова моя болит,
Ретиво сердце щемит.
Уж и встать было мне,
Поплясать было мне,
Для милых гостей
Растрясти костей.
При этом парень подымается со стула и пляшет. Песня продолжается:
Моя милая идет,
Графин водочки несет,
Графин водки несет,
Распростится да уйдет.
Парень целует одну из девушек; она садится вместо него на стул, и песня начинается снова. Девушка сменяется опять парнем и так далее, пока все играющие не пересидят в келейке». (Пермская губ.)
3. «ПРЯЛИЦА»
«Играющие стоят кругом и поют:
Прялица кокорица моя,
С горя выброшу на улицу тебя,
Стану прясть и попрядывать,
На беседушку поглядывать.
Во беседы нет весельица,
Моя милая не осердится.
Моя мила по дорожке шла,
Черноброва барабан нашла,
Она била, барабанила.
Из-за лесу парня манила,
Из-за лесу, лесу темненька,
Из-за садику зелененька.
Во время песни в кругу парень с девушкой быстро вертятся в одну и в другую сторону», потом целуются и уступают место другой паре. (Печора, Усть-Цыльма.)
4. «ПОДУШЕЧКА»
Играющие составляют круг. Кто-либо один входит в круг и во время песни выбирает из круга девушку, «пляшет с ней, оставляет в середине, а сам уходит в хоровод. Потом девушка выбирает парня».
Подушечка, подушечка,
Да ты пуховая.
Молодушка, молодушка,
Да ты молодая.
Кого люблю, кого люблю,
Того поцелую,
Пуховую подушечку
Тому подарую.
(Омская губ.)