24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Любите ли вы свою работу? Большинство населения планеты ответит отрицательно на этот вопрос. Не только из-за низкой оплаты люди не любят свою работу, но также из-за чувства отчужденности от процесса и результатов своего труда.
Добровольный творческий труд – это потребность человека. Человек развивает свою личность, ставя цель, планируя процесс, и реализовывая задуманное. Он получает радость от результата.
При капитализме далеко не все люди могут реализовать свою потребность в творческом труде.
В шестнадцатом, семнадцатом веке, с приходом первых мануфактур, приходит капиталистический способ производства, приходит и психологический эффект - отчуждение от труда. Конечный продукт, присваивает себе владелец мануфактуры, выплачивая при этом работникам только часть его стоимости – заработную плату. Отделение работников от конечного продукта своего труда вызывает психологический дискомфорт.
Несмотря на то, что изготовление вещи от начала до конца, психологически более комфортный способ производства, в результативности он проигрывает фабричному производству.
Существует мнение, что проблема отчуждения от труда скоро будет не актуальна, из-за полнейшей автоматизации материального производства. Автоматизация освободит людей от тяжелого, монотонного труда, оставит только творческие профессии. Да, автоматизация способна это сделать. Но не при капитализме. Для капиталиста главное – это прибыль. Когда ему выгодно купить станки и уволить сотрудников, он это делает. Вследствие этого возрастает предложение рабочих рук, и они дешевеют. И тогда капиталисту выгоднее нанять дешевую раб силу, чем покупать новое дорогостоящее оборудование. Поэтому, чтобы технологии работали на нас, нужно менять капиталистическую систему, на ту систему, которая будет работать на благо всех людей, она будет социально-ориентированна. Автоматизация будет планомерно введена во все виды производства, где не нужен высококвалифицированный и творческий труд. При этом люди будут переучены, и их рабочий день сократиться. И тогда, освобожденные от вынужденного труда, мы сможем больше времени уделять своим хобби, спорту, воспитанию детей.
По-сути, единственный способ устранить отчуждение человека от результата его труда, в современных условиях, – сделать его хозяином продукта труда. Сделать его обладателем конечного продукта, не разрушая столь эффективные логистические и экономические связи, технологические процессы, выстроенные при капитализме, можно только одним путем – сделать средства производства общенародной собственностью.
С точки зрения Маркса именно в таких условиях продукты деятельности отчуждаются от индивидов, выходят из-под власти индивидов и целых социальных групп, будучи их порождениями, начинают как будто бы вести независимое существование и выступают как навязанные либо другими людьми, либо сверхъестественными силами. В условиях господства частной собственности наемному рабочему не принадлежит не только результат как опредмеченный труд, но и сам процесс труда. Происходит отчуждение человека от труда. Также происходит отчуждение человека от человека и от его родовой жизни, превращающейся из самоцели в средство. Более того, труд становится процессом самоотрицания человека, способом выключения его из жизни. Отчуждение совпадает с самоотчуждением, отчуждением от себя.
Маркс выделял 4 вида отчуждения:
от процесса труда
от продукта труда
от других людей
от человеческого в себе
В чем же заключается отчуждение труда?
Во-первых, в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это — принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы. Внешний труд, труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание. И, наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому. Подобно тому как в религии самодеятельность человеческой фантазии, человеческого мозга и человеческого сердца воздействует на индивидуума независимо от него самого, то есть в качестве какой-то чужой деятельности, божественной или дьявольской, так и деятельность рабочего не есть его самодеятельность. Она принадлежит другому, она есть утрата рабочим самого себя.
В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций — при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище, украшая себя и т. д., — а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному.
Правда, еда, питье, половой акт и т. д. тоже суть подлинно человеческие функции. Но в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели, они носят животный характер.