24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Егорий с мостом, Никола с гвоздем.
На Руси два Егорья: холодный да голодный (6 мая).
К Егорьеву дню обивают двери войлоком или рогожами, конопатят окна и погреба. (Тамбовская губ.)
Если до Егорьева дня бывает иней, то сев овсов в будущем году окончится до Егорьева дня.
В Юрьев день ходили слушать воду в колодцах: коли тихо, не волнуется, зима будет теплая, послышатся звуки — ожидай сильных вьюг и морозов.
Егорий зимний — охранитель скота, повелитель волков.
Волки начинают ходить за добычей.
С Егория медведь в берлоге крепко засыпает, а волки жмутся к деревенским задворкам.
Что у волка в зубах, то Егорий дал.
Праздник был установлен в память о годовщине возведения храма в Киеве, названного по имени великомученика Георгия Победоносца. Георгий – один из самых известных и уважаемых на Руси святых.
В одном из стихов поется:
...Въехал Егорий в леса дремучи,
Встрелись Егорью волки прискучи,
Где волк, где два: «Собирайтесь вы, волки!
Будьте вы мои собаки,
Готовьтесь для страшныя драки».
Наехал Егорий на стадо птиц:
«Птицы-синицы!
Летите вы на море,
На пир кровавой».
Наехал Егорий на змия-горюна,
Но Егорий не ужахался,
Егорий не страхался,
Острым копьем змия заколол.
Стаи птиц прилетали,
Змия-горюна клевали;
Синё море волной натекло,
Змия-горюна с собой унесло.
(Рязанская губ.).
Легенда приписала Георгию победу над страшным Змеем, Араконом, сделав его популярнейшим героем. Подвиг его запечатлен на множестве икон, а уже с XIV века изображение Георгия на коне становится эмблемой Москвы, затем входит в герб нашей столицы и позже — в состав государственного герба Российской империи.
В народных представлениях Егорий-змееборец наделен способностью отвращать змей от человека и домашних животных.
На Егория осеннего змеи именинницы.
«Змеи в Егорьев день ни грешных, ни святых не оставляют. Параскева Пятница раз в Егорьев день лесом шла, очень торопилась по нужному делу, а змеи ее увидели, так стаей за ней. Еле ушла от них, а то хотели ее зажалить. В Егорьев день в лес никак нельзя ходить!»
Этот день на Руси любили не только за праздник великого святого, но и за вековой обычай, который давал крестьянину две недели, середина которых приходилась на Юрьев день, и в которые крестьянам было дозволено сменить землевладельца.
Наряжалась баба на Юрьев день погулять с барского двора.
На чью долю потянет поле, то скажет Юрьев день.
Мужик не тумак: знает, когда живет Юрьев день.
Позвал дьяк мужика судиться на Юрьев день, а мужик был таков.
Позже недолго царствовавший Борис Годунов отменил право перехода крестьян, закрепив их навечно за боярами, вотчинниками.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет.
Зарекался мужик на Юрьев день радеть о боярском добре.
Однако память о прежнем обычае сохранялась и в XIX веке с Юрьева дня заключались сделки, нанимались на работу или производились расчеты:
С Юрия осеннего до Юрия весеннего.
Крепки ряды Юрьевым днем.
Мужик болит и сохнет по Юрьев день.
Уговор —делу родной брат.
Уговор дороже денег.
До слова крепись, а давши слово—держись.
Рядись — не торопись, а работать — не ленись.
Рядись да оглядись, верши — не спеши, делай — не греши.
Без уговору работать — что на пустом поле хлеб собирать.
Прежде чем отправляться в путь этим днем, наши предки заказывали молебен об удаче на дорогу дальнюю или близкую. А, не желая жить всегда в долгах, следовало к Юрьеву дню раздать их.
Для предсказания погоды шли к колодцу. Добрым знаком было то, что не слышалось из его глубины ни звука, тогда и зимушка-зима ожидалась спокойной. Рябь на глубокой глади обещала много буранов и вьюг.
Наши предки говаривали: «У нас два Егорья — голодный (6 мая) да холодный (9 декабря)». Потому еще до наступления праздника старались защитить дом от стужи – законопачивали щели в окнах, набивали рогожи или войлок на двери.
Святой считался одновременно хозяином и скотинки, и волчьего племени, поэтому от последних и просили у него защиты, тем более что Юрьевым днем серые открывали свою охоту: «Что у волка в зубах — то Егорий дал».
А вот другие хозяева лесов – медведи - только крепче прежнего спали в берлогах.