24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
По давно заведенному обычаю с Наума детей начинали учить грамоте. Более удобного времени для овладения азами чтения и счета крестьянину не найти, к тому же сам покровитель этого дня народными «языковедами» напрямую связан с учением (Наум — от слова «ум»).
Наум поставит на ум.
Пророк Наум наставит на ум.
Батюшка Наум, наведи меня на ум!
Голова без ума, что фонарь без свечи.
Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Идти в науку, терпеть муку.
Без муки нет и науки.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Ученье свет, а неученье тьма.
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Учиться всегда пригодится.
Не учась, и лаптя не сплетешь.
Учи сына, пока поперек лавки лежит, а как вдоль ляжет — тогда поздно учить.
К мягкому воску печать, а к юну ученье.
Чему смолоду не научился,
того и под старость не будешь знать.
Учиться — никогда не поздно.
Век живи — век учись.
Недоученый и переученый хуже неученого.
Азбука — наука, а ребятам мука.
Аз, буки и веди страшат, что медведи.
Аз — били мене раз; буки — набрался муки.
Аз, буки — бери указку в руки; фита, ижица — плетка ближится.
Аз, буки, верендеи — мухи в квас залетели;
ер, еры — упал дедушка с горы; ер, юсь — сам подымусь;
ижица — плетка к гузну движется.
Раз, два — голова; три, четыре — прицепили;
пять, шесть — в ряд снесть; семь, восемь — сено косим;
девять, десять — сено весить;
одиннадцать, двенадцать — на улице бранятся.
Полно азбуке учиться,
Букварем башку ломать!
Не пора ли нам жениться,
В печку книги побросать? (Бурсацкая.)
Во время ученья нельзя есть, а то заешь выученное. Если учишь по книге, то, окончив, должен ее закрывать, в противном случае всё позабудешь.
ЗАГАДКИ
Голову срезали, сердце вынули, дают пить, велят говорить.(Перо.)
Мал малышок, а мудрые пути кажет. (Перо.)
Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет; семя не всходит, а плод приносит. (Письмо.)
Ни небо, ни земля, видением бела; трое по ней ходят, одного водят, два соглядают, один повелевает (Бумага, пальцы, перо, глаза, ум.)
В деревянной рубашке черная душа. (Карандаш.)
Черный Ивашка, деревянная рубашка, где ни пройдет, там след остается. (Карандаш.)
Какая водица только для грамотных годится? (Чернила.)
Хорошо видит, а слепой. (Неграмотный.)
Черные, кривые от рожденья все немые. Станут в ряд — сейчас заговорят. (Буквы.)
Черные чернизины, как они нанизаны, засмотрелся Фома — понабрался ума. (Буквы.)
Жалованья не получаю, а учу днем и ночью. (Книга.)
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга.)
Наум покровительствует обучению, возможно, отчасти это объясняет его имя, ведь недаром говаривали: «Наум наставляет на ум». Этот день считался лучшим для того, чтобы направить детей на учебу, которую вели дьяки приходов, причем посвящение в ученики сопровождалось целым ритуалом.
Прежде всего, ранним утром крестьянское семейство стояло на молебне в церкви, и просили благословения на покорение наук юным умом. Дьяк приходил в дом ученика, где его ждало не только угощение, но и три земных поклона от отрока, а дьяку следовало трижды легонько ударить его плеткой. Первый урок шел степенно, и в конце его дьяку подносили дары – свежий хлеб на расшитом полотенце.
Веря, что «пророк Наум острит ум», ему возносили молитвы о том, чтобы прибавилось разума. Хоть крестьяне были и не самыми образованными людьми, знания да острый ум они ценили, это отразилось во многих присловьях: «Не учась, и лаптя не сплетешь», «Корень ученья горек, да плод его сладок», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть»,
«Голова без ума, что фонарь без свечи».