24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Трансляция: https://www.youtube.com/watch?v=wbSwFU6tY1c
Текстовая лента с обновлениями: https://spaceflightnow.com/2018/02/05/falcon-heavy-demo-flight-mission-status-center/
Что они запускают?
Манекен в скафандре и автомобиль Тесла.
Для чего?
Чтобы отправить в дальний космос куда-то в сторону Марса.
НАХУЯ???
Потому что могут!
Почему мне это должно быть интересно?
Это первый пуск самой мощной и грузоподъемной действующей ракеты-носителя. Чтобы было понятно о чем речь: по грузоподъемности это в ~8 раз больше легендарного Союза, в ~3 раза больше самой тяжелой российской ракеты Протон, с помощью которой Россия выводила большинство модулей для космических станций МИР и российского сегмента МКС (и в ~3 раза больше будущей российской Ангара-А5), в ~3 раза больше, чем самая тяжелая европейская Ariane-5 и более чем в 2 раза больше, чем самая тяжелая до этого дня американская Delta-4 Heavy.
Этот монстр может поднять на орбиту 45% от выводимой массы американского лунного монстра Сатурн-5 и порядка 65-70% от советского неудачника Н-1. Есть еще американский проект более тяжелой РН SLS, который уже на финишной прямой и в следующем году отправится в свой первый полет, но он несравнимо дороже и строится для пилотируемых миссий, для Falcon Heavy это не конкурент.
Маск оценивает шансы на успешное выполнение миссии как 50 на 50 (то ли ебнет, то ли нет). В случае неудачи это не обязательно будет красочный бабах, но тем не менее, шансы на то высоки. А еще в прямом эфире покажут 3! посадки первых ступеней (шансы увидеть бабах тоже х3) в считанные минуты после пуска: 2 боковых бустера вернут и посадят недалеко от места старта на специальные посадочные площадки на космодроме, а центральный бустер пролетит чуть дальше и сядет на баржу в открытом океане в ~400 километрах от побережья США.
Маск обещает снизить цену за 1 выводимый килограмм груза на орбиту: с ~2500 долларов для его Falcon 9 до ~1500 для FH. Это без всяких сомнений будет самая дешевая цена на международном рынке услуг по выводу грузов на орбиту. Если вы думаете, что китайцы или индусы умеют делать дешевые ракеты из говна и палок, или что Россия тут лидер, то это совсем не так.
Но Маску этого мало. Он припас еще козырь.
Большая часть ракеты является двухразовоймногоразовой. Вся нижняя и средняя часть, а это 3 здоровые ступени в 40 метров высотой, 85% массы и порядка 85% всех потраченных на производство денег, исключая саму полезную нагрузку, которая может стоить как десятки ракет вместе взятых, умеют приземляться на космодром на попа. Концепт многоразовости состоит в том, что ракета используется почти что как самолет: транспорт не выбрасывают после каждого полета, а лишь выполняют с ним определенные межполетные процедуры и заправляют топливом, что выходит на порядки дешевле (в случае самолета). К сожалению, для возврата ступеней нужно оставить топливо в баках, и еще больнее, потому что нужно перелопатить почти всю конструкцию ступени, внести множество изменений и нацепить дополнительное оборудование для управления и спуска, всё это быстро и прожорливо съедает эффективность ракеты. По оценкам того же Маска, 30% за каждый этап. Поскольку у FH таких этапов два (полтора по сути, т.к. центральный бустер работает параллельно с боковыми), выводимая масса по подсчетам падает раза в 2. Идея для бизнес-плана очевидна: потерять 50% выводимой массы, но отбить 85% потраченных средств на производство. Здесь, правда, не учитываются прочие косвенные затраты и некоторые узкие места, которые и являются предметами ожесточенных споров от уровня анона в /спейс до государственных национальных корпораций. А хитрый Маск пляшет вокруг споров с бубенцами и не делится данными по этим узким местам, чем только подогревает интерес.
Причина возможного бабаха по мнению самого Маска и диванных экспертов - это непредвиденные/неподдающиеся расчету вибрации/тепловые потоки/нагрузки/прочая ебола от одновременной работы 27 двигателей первой ступени.
FH проектировался не с нуля, а по сути представляет из себя т.н. вязанку из 3-х первый ступеней F-9 и одной второй ступени. При проектировании и создании F9, о такой возможности думали, скорее всего, в последнюю очередь. Вязанка - это своеобразный костыль со своими плюсами (не надо тратить миллиарды на разработку с нуля новой ракеты), но и со своими минусами. Некоторые изменения в конструкцию пришлось внести, но принципиально ничего не поменялось. Инженеры Маска посчитали, что проблем возникнуть не должно.
Если произойдет нештатная работа любого из двигателей, то бортовой компьютер тут же должен парировать возмущения работой других. В теории просто, на практике это сильно повысит нагрузки. Каждый последующий - еще больше повышает, вплоть до бабаха или каскадного отключения. Если же двигатель или трубопроводная магистраль ебнет с образованием осколков - посечет все вокруг и произойдет бабах.
Но в отличие от советской Н-1, на 45+ полетов F9 был всего один случай, когда отказал один из двигателей первой ступени и ракета продолжала полет на оставшихся. Часть нагрузки вывести не удалось, но на орбиту ракета вышла.
Если ты, анон, до сих пор не проникся историчностью момента и технической сложностью поставленной задачи, не пошел гусиной кожей от волнения и возбуждения, то уёбывай быстро и решительно.