24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Перекат.
Предыдущий тонет здесь: https://2ch.hk/po/res/29988706.html
Сейчас — бенефис владыки Варфоломея, епископа Второго Рима. Владимир Михайлович Гундяев, епископ самозваного Третьего, лишил его дела его жизни — возможности провести настоящий Всеправославный собор. Теперь Владимир Михайлович за это ответит сполна.
Напомним диспозицию.
Когда-то, а именно в 1686 году, Киевская митрополия Вселенского патриархата перешла в управление Московского. Произошло это в очень спорных условиях — тогдашнему Вселенскому патриарху Дионисию, с одной стороны, дали крупную сумму золотом и мехами, а с другой — через турецкое правительство, угрожая возобновлением войны Московского царства с Турцией, намекнули на возможные последствия для свободы и жизни в случае упорства. Тем не менее, документ, выданный тогда Вселенским престолом Московскому, содержал ряд условий, который последний — практически, как известные Мартовские статьи — никогда не исполнял. Что и позволило впоследствии — и вот буквально сейчас — епископам Вселенского патриархата заявлять, что этот документ недействителен, а Украина — каноническая территория Вселенского патриархата.
Исходя из этой убеждённости, Вселенский патриархат хотел восстановить свою Киевскую митрополию в Украине ещё в 2008 году. Тогда этой идеей горел президент Ющенко. Планировалось, что основой для Киевской митрополии Вселенского патриархата станут приходы нынешних УПЦ КП и УАПЦ, после улаживания их канонического статуса. Для этого Вселенский патриарх Варфоломей был приглашён на празднование 1020-летия крещения Руси.
То, что тогда не срослось — результат действий двух конкретных человек. Виктора Ющенко, посреди встречи с патриархом срочно улетевшего на ликвидацию последствий стихийного бедствия, и тогда ещё митрополита, председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата Кирилла (Гундяева). Тот, прилетев на празднование, уединился с патриархом Варфоломеем — и переубедил его.
Как?
Делом жизни патриарха Варфоломея был Всеправославный собор. То есть собор, имевший в православии статус Вселенского и решающий основные актуальные вопросы православия. Чтобы понять, насколько это может быть важно, просто учтите, что последний признаваемый православными Вселенский собор прошёл в 787 году. И нет, я не пропустил единичку в начале даты.
Патриарх Варфоломей очень хотел провести этот собор. Но это было невозможно без участия Русской православной церкви. Митрополит Кирилл пообещал ему такое участие.
И обманул.
Строго говоря, обманул не он сам. Обманул Кремль, в последний момент давший РПЦ команду не только самой саботировать Всеправославный собор, но и сподвигнуть к этому зависимые от неё церкви. В итоге, Всеправославный собор таки прошёл в 2016 году, но он не стал Всеправославным просто по составу.
Это была двойная ошибка со стороны русских.
Во-первых, они демонстративно обманули Вселенского патриарха. Избавив его от любых обязательств по отношению к ним.
Во-вторых, у Бога есть чувство юмора. Среди ключевых вопросов, обсуждаемых на Вселенском соборе, был вопрос «как церковь может стать автокефальной?», то есть «что нужно, чтобы отдельная церковь признанным и законным путем стала независимой?» И Собор пришёл к решению, что для этого нужно одобрение всех остальных православных церквей. То есть решение консенсусом.
Но именно из-за саботажа РПЦ и ряда церквей это решение не было введено в действие. Таким образом, сейчас для того чтобы выделить отдельную церковь в канонически независимую, не нужно одобрение всех остальных (включая РПЦ), достаточно признания со стороны её Церкви-матери.
Как хорошо, что Вселенский патриархат считает себя Церковью-матерью Киевской митрополии.
Прошедший на днях Синаксис (собрание) Вселенского патриархата по большей части состоял из демонстративной «постановки на место» Русской православной церкви. И заявления своего права решать судьбу украинской церкви.
Для начала, приехавший на него патриарх Кирилл, судя по всему, уехал ни с чем. По-хорошему он это знал. Ехать ему надо было не для того, чтобы переубеждать Вселенского патриарха оставить ему Украину (обмануть владыку Варфоломея второй раз вряд ли удалось бы), а для того, чтобы показать одному конкретному человеку в Кремле — батя, я старался.
Но у него правда не было аргументов. Ему нечего было пообещать Вселенскому патриарху. Ему уже не было веры. Он мог только пугать тем, что в случае если Вселенский патриархат отберёт у них Украину, они, вместе со всеми лояльными им церквями (Сербская, Грузинская), уйдут в фактический раскол.
Судя по всему, именно этим он и занимался. Потому что после этой встречи Вселенский патриархат выступил с красноречивым заявлением — «мы боимся только Бога». И устами своего епископата заявил, что рассматривается возможность предоставления Украинской церкви автокефалии. Здесь стоит подчеркнуть: не восстановления митрополии в составе Константинопольского патриархата, а именно независимости.
Дальнейший ход Синаксиса показал: уж Москвы там точно не боятся.
Во-первых, там подтвердили свою приверженность убеждению, что давать автокефалию — право Вселенского патриарха. Мол, не их вина, что нормам, обсуждаемым на Всеправославном соборе, не был дан ход.
Во-вторых, в ходе Синаксиса было прямо задекларировано богословское понимание Вселенским патриархатом событий 1686 года. А именно: передавалась не Киевская митрополия, а право назначать Киевского митрополита. При условии сохранения канонического единства с Константинополем. Фактически речь шла о кондониуме: Московская патриархия фактически назначала киевского митрополита, но канонически это оставалась митрополия Вселенского патриархата.
Думаете, это всё? Как бы не так. На случай волнений подтащили тяжёлую артиллерию. А именно выступление епископа Макария Христопульского, который оценил нарушение Московским патриархатом договорённостей с канонической точки зрения. Он совершенно корректно напомнил, что среди обязательств, взятых на себя Москвой, было обязательное продолжение поминовения киевским митрополитом Вселенского патриарха во время служб. Что не соблюдалось с XVII века. Следовательно, заключил владыка, все киевские митрополиты, игнорирующие это обязательство — канонопреступники и подлежат исторжению из сана!
Таким образом, общий вывод Синаксиса:
— Вселенский патриарх обладает эксклюзивным правом предоставления автокефалии другим церквям. Принцип консенсуса, который обсуждался на последнем Всеправославном соборе (согласно которому патриарху требовалось согласие всех остальных поместных церквей), ещё не введён в действие.
— В любом случае, Киевская митрополия —каноническая территория Вселенского патриархата, и её судьбу определять ему, поскольку…
— …передача Московскому патриархату права ставить митрополитов Киевских предполагала переподчинение на особо оговоренных условиях, которые, однако, никогда не выполнялись. В современном светском мире то, что сделала тогда Москва, называется «рейдерским захватом».
— С точки зрения канонического права нарушения, совершённые Москвой, ложатся не только на её иерархов, но и на сотрудничавших с ними киевских митрополитов. Последние за отказ от поминовения Вселенского патриарха могут быть лишены сана.