24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Читаем http://www.gazeta.ru/business/2014/10/17/6264369.shtml
Зачем бояться китайцев
Чем дешевые китайские кредиты опасны для российской экономики
Увлечение совместными проектами с Китаем мало поможет развитию российской экономики. Политика использования денег в качестве «мягкой силы», проводимая Пекином, направлена скорее на приобретение контроля над природными ресурсами страны-реципиента, а средства все равно возвращаются в Поднебесную — одним из условий контрактов является привлечение китайских поставщиков.
На этой неделе в рамках 19-й регулярной встречи глав правительств РФ и КНР было подписано 38 договоров.Среди них — соглашения о сотрудничестве в сфере поставок природного газа в Китай по восточному маршруту и дальнейшем углублении стратегического взаимодействия между «Роснефтью» и Китайской нефтегазовой корпорацией и др.
Кроме новых энергетических контрактов заключены договоренности о валютных свопах между российским Центробанком и Народным банком Китая, между Московской биржей и Банком Китая, а также ряд рамочных соглашений об открытии кредитных линий между ВТБ, Внешэкономбанком, Россельхозбанком и Экспортно-импортным банком Китая.
Помимо открытия новых кредитных линий для российских банков China Development Bank предоставил ОАО «Мегафон» кредит в размере $500 млн.
Впрочем, полученные средства компания сможет потратить исключительно на закупку оборудования и услуг у китайской Huawei. В 2009 году «Мегафон» также привлекал экспортный кредит China Development Bank на сумму $300 млн на закупку оборудования у той же Huawei.
Кредитование «Мегафона» китайскими банками с условием привлечения китайских поставщиков товаров и услуг является классическим примером работы кредитных организаций КНР с международными контрагентами в Азии, Африке и странах СНГ. Впрочем, такой метод может применяться и на более высоком уровне, когда речь идет о финансировании не только отдельных компаний, но и крупных инфраструктурных проектов на территории соседних с Поднебесной стран. В таком контексте льготные кредиты становятся уже не только эффективным инструментом инвестирования, но и проявлением «мягкой силы», используемой Пекином для достижения определенных геополитических задач.
В международных отношениях и политологии термин «мягкая сила» означает форму политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности в отличие от «жесткой силы», которая подразумевает принуждение. Термин впервые ввел в оборот профессор Гарвардского университета Джозеф Най в своей книге 1990 года «Bound to Lead: The Changing Nature of American Power», впоследствии развив данное понятие в своей книге «Soft Power: The Means to Success in World Politics».
Несмотря на то что сам Най определяет этот термин как в первую очередь прививание культурных и политических ценностей, а также потребительских предпочтений, многие специалисты подразумевают под «мягкой силой» и финансирование крупных инфраструктурных проектов на территории других стран.
В этом случае предоставление кредитов и ссуд на льготных условиях начинает приносить политические очки кредитору, располагающему к себе таким образом политические элиты государства-реципиента.
Данным инструментом внешней политики пользуется большинство крупных держав. Одним из недавних примеров, показывающих эффективность такого механизма, стало предложение стран Евросоюза о выделении Украине кредита в размере €1 млрд в случае подписания соглашения об ассоциации. Это обещание смогло серьезно повлиять на процессы внутри страны, заметно увеличив количество сторонников интеграции с ЕС среди киевской политической элиты.
КНР также активно использует в своей внешней политике «мягкую силу», особенно в странах Азии и Африки, где благосостояние местных политиков во многом зависит от зарубежных контрактов. Причем инвестиционная стратегия Пекина подразумевает желание не только расположить к себе региональные элиты, но и добиться контроля над природными ресурсами, которые жизненно необходимы китайской экономике.
И здесь в первую очередь основные интересы Срединной империи сосредотачиваются на энергетике и добыче редкоземельных металлов.
Механизм инвестирования, применяемый Пекином, включает несколько этапов. На первом этапе китайское правительство и корпорации приходят в страну с финансированием, предлагая льготные кредиты по ставкам заметно ниже рыночных или же покупая доли в крупных системообразующих предприятиях. На втором они начинают привлекать дополнительных партнеров из КНР, таким образом увеличивая долю китайского капитала в проекте.
На третьей, финальной стадии, применяя широкий спектр инструментов (льготные кредиты, инвестиции и т.д.), компании и банки из Поднебесной окончательно получают контроль над проектом, оставляя инвесторам-резидентам миноритарные доли.