24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
«Я никогда не выступал и не буду выступать за социальное и политическое равенство двух рас - черной и белой, я никогда не поддерживал точку зрения, чтобы негры получили право голоса, заседали в жюри или занимали какую-нибудь должность или женились на белых; добавлю, что между белой и черной расой есть физическая разница; и, как любой человек, я за то, чтобы белая раса занимала главенствующее положение.
Я не могу представить никакого большего бедствия, чем ассимиляция негра в нашу социальную и политическую жизнь на равных с нами условиях... Ассимиляция с низшей расой не является ни возможной, ни желательной.»
©Авраам Линкольн
В современном обществе, которое принято называть цивилизованным, расизм является одной из наиболее осуждаемых концепций. Публично высказывающий расистские взгляды рискует столкнуться не только с резким моральным осуждением, но и с разного рода репрессиями вплоть до уголовного преследования. Однако применение подобных "аргументов" всегда вызывает сомнения относительно наличия у тех, кто их применяет, аргументов подлинных - то есть основанных на научных фактах и корректной логике. На это противники расизма, впрочем, обычно заявляют либо что ложность расистских теорий давным-давно доказана и теперь-де незачем всякий раз повторять очевидное, либо что аморальность расизма - вполне достаточное доказательство его неприемлемости.
Второй тезис отметем сразу же. Нас интересует объективная истина, которая на то и объективна, что не зависит от чьих-либо моральных оценок. Если факты противоречат этике - тем хуже для этики, только и всего. Страусиная же политика выдачи желаемого за действительное всегда рано или поздно оборачивается весьма плачевными последствиями.
Что же касается первого тезиса, то он чаще всего остается чисто декларативным. Постараемся же, отринув догмы и руководствуясь исключительно разумом, разобраться, что такое расизм и действительно ли он антинаучен и лжив - или же подобных характеристик заслуживает скорее противоположная идеология?
Начнем, как полагается, с определения. Расизм - это концепция, согласно которой расы (в нашем случае - человеческие расы) не равны между собой, то есть различаются по некоторым существенным признакам, которые могут быть объективно оценены в категориях "лучше - хуже". (Таким образом, признание очевидного - различия между расами, например, по цвету кожи или по разрезу глаз - расизмом не является, поскольку невозможно объективно - а не с позиций субъективных эстетических предпочтений - оценить, какие значения этих признаков лучше, а какие хуже; можно говорить о лучшей приспособленности к определенным природным условиям - благодаря чему расы и сформировались - но в условиях, когда люди расселились по всей планете, это теряет смысл.) Более ничего из определения расизма не следует. Не следует, в частности, что из превосходства по некоторым параметрам вытекает превосходство по всем остальным. Не следует также, что представителей обладающей худшими характеристиками расы надо ненавидеть, убивать или обращать в рабство. Безусловно, есть расисты, считающие именно так - но это уже их личные домыслы, а не неотъемлемое свойство расизма как такового. Точно так же, как из признания того факта, что человек по своему развитию выше обезьян, не следует ненависти к обезьянам. Также следует отметить, что оценка производится для расы в целом, в среднем, для наиболее характерных ее групп - но не для отдельных маловероятных исключений, появление которых теоретически возможно (а в ряде случаев и практически наблюдаемо), но на общую картину влиять не может. Кроме того, в опровержение демагогических спекуляций необходимо подчеркнуть, что расизм, как следует из самого термина, имеет дело только с расами (между которыми имеются выраженные различия как на гено-, так и на фенотипическом уровне), а не с национальностями в пределах одной расы (между которыми эти различия значительно менее выражены и, как правило, не позволяют делать однозначных выводов) и уж тем более не с группами, выделяемыми по не связанным с биологией признакам (таким, как религия).
Это не значит, что такие группы не могут оцениваться в категориях "лучше - хуже", но такие оценки, справедливые или нет, не имеют отношения к расизму как таковому; обратные утверждения суть демагогическая подмена терминов.