Самые значимые философы в истории. Платон, аристотель, августин, аквинский, бэкон, декарт, спиноза, локк, лейбниц, беркли, юм, кант, фихте, шеллинг, гегель, маркс, энгельс, ленин. Это костяк, дальше уже идет современная философия, которой просто море, и очень часто она является пережевывнием старых идей
>несомненно имел бы право рассуждать
Рассуждать ты можешь и без всего этого, нужна только логика и умение анализировать/размышлять. Почитай те же "Диалоги".
А так - >>40388
Подключусь к вопросу, но с ремаркой "с чего стоит начинать?" и в каком порядке идти. А то интересуюсь только в общих чертах, но "боюсь" не осилить сами произведения.
>>40387
>энгельс, ленин
чернышевского забыл ещё, жирный.
список мне кажется сомнительной идеей, а начать посоветую со статьи Хайдеггера "Что такое метафизика".
Аристотель, потом Бэкон, потом Гегель с Марксом, потом Шпенглер. Все читать не нужно, только те части что понравятся, но авторов всех
>>40388
жырнота по учебнику ильенкова, выкинул кучу значимых философов, по своему недоразумению не повлиявших на диамат.
>>40411
Блядь, да это традиционный столп философии. Даже Рассел писал "Историю Философии" свою в рамках же этой традиции, не говоря уже о Коплстоне
>>40414
В какой традиции? греки пропущены? Схоласты представленные одним аквинским? Аристотель? Немецкие классики как основа всего сущего? но зато бля маркс, энгельс и ленин для незначимой хуитки под названием диамат.
А я прямо отсчитывал часы до того момента, пока сюда набегут позитивисты и иррационалисты. Хайдегера блять читать, нет уж, не сводите человека с нормального философского пути, раз сами уж в дебри ушли
Вся ценность Рассела в его книге, а в том, что он перечисляет и даёт небольшой обзор (хоть и субъективный) всех важных философов. Дальше уже от них можно выходить на интересных тебе. Ну и двадцатый век откроется.
>>40388
Не нужно костяк, составьте убер-список, пожалуйста.
Философоанон, оцени списочек.
Библия, Ветхий Завет
Бытие
Книга Екклесиаста
Книга Притчей Соломоновых
Библия, Новый Завет
Евангелие от Матфея
Первое послание Иоанна
Второе послание Петра
Послание к Колоссянам
Послание Иакова
Первое послание к Коринфянам
Послание Римлянам
Веды
«Упанишады»
«Бхагавата пурана»
Будда Сиддхартха Гаутама (563 до н.э.-483 до н.э.)
Буддийский канон
«Типитака»
«Дхаммапада»
Платон (427 до н.э.-347 до н.э.)
«Государство»
«Апология Сократа»
«Филеб»
«Тимей»
«Пир» +++
«Федр»
«Критон»
Аристотель (384 до н.э.-322 до н.э.)
«Метафизика»
«О душе»
«Никомахова этика»
«Физика»
Эпикур (341 до н.э.-270 до н.э.)
«Письмо Менекею»
«Главные мысли»
Сенека (4 до н.э.-65)
«О счастливой жизни»
«В чем наше благо?»
Эпиктет (ок.50-138)
«В чем наше благо?»
Ямвлих (280-330)
«О пифагоровой жизни»
Порфирий (233-306)
«Жизнь Пифагора»
Августин Блаженный (354-430)
«О блаженной жизни»
«Исповедь»
«О свободе воли»
Боэций (480-524)
«Утешение философией»
Фома Аквинский (1225-1274)
«Сумма против язычников»
«Сумма теологии»
Данте Алигьери (1265-1321)
«Божественная комедия»
Кузанский Николай (1401-1464)
«Об ученом незнании»
Пико делла Мирандола (1463-1494)
«Речь о достоинстве человека»
Джордано Бруно (1548-1600)
«О причине, начале и едином»
Бэкон Френсис (1561-1626)
«Новый Органон»
Декарт Рене (1596-1650)
«Рассуждения о методе»
«Разыскания истины»
Паскаль Блез (1623-1662)
«Мысли»
Спиноза Бенедикт (1632-1677)
«Богословско-политический трактат»
«Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье»
«Этика, доказанная в геометрическом порядке»
«Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом»
Лейбниц Готфрид (1646-1716)
«Начала природы и благодати, основанные на разуме»
«Теодицея»
«Монадология»
«Два отрывка о свободе»
«О необходимости и случайности»
«Порядок есть в природе»
«О предопределенности»
«О глубинном происхождении вещей»
«Об универсальной науке или философском исчислении»
«Новые опыты о человеческом разумении»
«О приумножении наук»
Юм Дэвид (1711-1776)
«Исследования о человеческом познании»
Гельвеций Клод (1715-1771)
«Счастье»
Кант Иммануил (1724-1804)
«Критика чистого разума»
«Критика практического разума»
Гете Иоганн (1749-1832)
«Природа»
«Фауст»
Фихте Иоганн (1762-1814)
«Назначение человека»
«О назначении ученого»
Гегель Георг (1770-1831)
«Феноменология духа»
Шеллинг Фридрих (1775-1854)
«Философские исследования о сущности человеческой свободы»
Шопенгауэр Артур (1788-1860)
«Мир как воля и представление»
«Афоризмы»
«О свободе воли»
Фейербах Людвиг (1804-1872)
«Эвдемонизм»
Дарвин Чарльз (1809-1882)
«О происхождении видов путем естественного отбора»
Толстой Лев Николаевич (1828-1910)
«Исповедь»
«О жизни»
«Записные книжки»
Мах Эрнст (1838-1916)
«Познание и заблуждение»
Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900)
«Философские начала цельного знания»
«Чтения о Богочеловечестве»
«Смысл любви»
«Опыт эсхатологической духовности»
Розанов Василий Васильевич (1856-1919)
«Цель человеческой жизни»
Введенский Александр Иванович (1856-1925)
«Условия допустимости веры в смысл жизни»
Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935)
«Монизм вселенной»
«Научная этика»
«Причина космоса»
«Воля вселенной»
Планк Макс (1858-1947)
«Единство физической картины мира»
Бергсон Анри (1859-1941)
«Творческая эволюция»
Тагор Рабиндранат (1861-1941)
«Постижение жизни»
Вивеканда Свами (1863-1902)
«Раджа-йога»
Трубецкой Евгений Николаевич (1863-1920)
«Смысл жизни»
Адлер Альфред (1870-1937)
«Наука жить»
Бердяев Николай Александрович (1874-1948)
«Смысл творчества»
«О назначении человека»
«Самопознание»
«Опыт эсхатологической духовности»
Юнг Карл Густав (1875-1961)
«Архетип и символ"
Франк Семен Людвигович (1877-1950)
«Смысл жизни»
«Реальность и человек»
Эйнштейн Альберт (1879-1955)
«Мотивы научного исследования»
«О науке»
«Религия и наука»
Ильин Иван Александрович (1883-1954)
«О свободе»
Татаркевич Владислав (1886-1980)
«О счастье и совершенстве человека»
Шмаков Владимир Алексеевич (ок.1887-ок.1927)
«Великие Арканы Таро»
Чижевский Александр Леонидович (1897-1964)
«Теория космических эр»
Витгенштейн Людвиг (1889-1951)
«Тетради 1914-1916 гг»
Сент-Экзюпери Антуан де (1900-1944)
«Маленький принц»
«Надо признать смысл человеческой жизни»
Фромм Эрих (1900-1980)
«Ради любви к жизни»
Гейзенберг Вернер (1901-1976)
«У истоков квантовой теории»
Роджерс Карл (1902-1987)
«Теория личности»
Поппер Карл (1902-1994)
«Объективное знание»
Франкл Виктор (1905-1997)
«Общий экзистенциальный анализ»
«Человек в поисках смысла»
«В борьбе за смысл»
Маслоу Абрахам (1908-1970)
«К психологии Бытия»
Мэй Ролло (1909-1994)
«Новый взгляд на свободу и ответственность»
Пригожин Илья (1917-2003)
«Порядок из хаоса»
Бредбери Рэй (р.1920)
«Вино из одуванчиков»
Гроф Станислав (р.1931)
«Путешестве в поисках себя»
Ялом Ирвин (р. 1931)
«Экзистенциальная психотерапия»
«Мамочка и смысл жизни»
Вайнберг Стивен (р.1933)
«Мечты об окончательной теории»
Лэнгле Альфрид (р.1951)
«Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия»
//---------------------------------------------------------------------
Гермес Трисмегист
«Асклепий»
Леонтьев Дмитрий Алексеевич
«Психология смысла»
>>40432
Слишком много. Еще по художке список раз в 5 больше, чтобы понимать описанное и предмет разговора в многих из этих книг. А тело развивать когда?Читаю только античную философию и хуряю в гребном спорте. Смысл быть начитанным заморышем с длинными, нечищенными ногтями аки Делез, если ты по сути проебал один вектор развития в чистую?
Есть ли что-нибудь по глубине и интересности приближающееся к "Диалогам" ? Пусть из относительно современного, даже чисто художественного. Настолько интересной подачи и детальной проработки/распланированности мысли не доводилось встречать (хотя я и "начально-интересующийся" уровень).
>>40543
Для развития тела достаточно 3 часа в неделю.
>Еще по художке список раз в 5 больше
Вот здесь немного не понял. Ты имеешь в виду то что там куча терминов, которые надо будет тоже изучить или что?
Ну а вообще, конечно, да, что бы осилить этот список надо лет 5 минимум.
>>40587
Ну не скажи, не больше полугода, может год. Куда дольше то? Хотя придется вернуться к некоторым книгам впоследствии точно. Но уж точно не пять лет.
>>40591
Ахаха. Гегель, Спиноза, Платон, Кант - за полгода?? Разве что полгода на каждого, это если мы говорим о "прочитать и разобраться", а не "пробежал глазами - ачивку выполнил".
>>40592
Очевидно, прочитать и познакомится - полгода на всех, но возвращаться всегда, всегда переосмысливать, на протяжении всей жизни. Ни год ни 30 лет не могут быть сроком способным исчерпать всю полноту философии.
>>40592
Слоупок?
Возьмем Спинозу. Неделя размеренного чтения на "Этику", неделя на книгу-другую о Спинозе (пусть будет "Практическая философия" Делеза), неделя на энциклопедические статьи/главы из учебников по Спинозе. Три недели. Если есть мозги, интерес и свободное время - еще меньше.
>>40592
У Спинозы достаточно простая философия, можно при желании разобраться за неделю. На Платона, Канта и Гегеля уйдет гораздо больше времени, но если читать их тематическими блоками и в вышеозначенной последовательности, то и с ними никаких проблем за указанный срок. Только надо в принципе понимать что такое философия.
>>40598
>Только надо в принципе понимать что такое философия.
В каком смысле?
>>40591
Как ты так быстро читаешь? Я сейчас читаю Москва - Петушки. Дак я уже читаю это говно неделю. И это художественная книга. А например Государство Платона я Осиливал месяц или даже больше.
>>40593
Нахуй тогда весь этот последовательный список, ачивкодрочер?
Читай всех подряд а потом уже ВОЗВРАЩАЙСЯ и ПЕРЕОСМЫСЛИВАЙ
Раз уж тут такой разговор, то попрошу совета по литературе. Посоветуйте книгу или учебное пособие годное по античной философии, что бы и гностицизм, неоплатонизм шли в комплекте. Но и что бы я мог его нарыть хотя бы на Озоне. Понял, что мой препод по истории философии просто 3 семестра занималась хуйнёй и никакого каркаса в голове не осталось. И уже на зачётах по религиозной философии я поплыл. Потому необходимо разобраться прежде всего в античке. Авторов много в гугле, может просто тут читатель более искушен в этих вопросах и сможет посоветовать действительно лучший вариант. Ну и желательно что бы это было не нечто для докторов наук, а скорее для среднего читателя.
Миморазделапроходил.
>>40639
Хм. Скачал, почитал оглавление. Хорошо сделали вроде. Спасибо.
>>40650
У Рассела довольно примитивное понимание предмета. Он думает, что философия это Поиск Истины, поэтому вставляет свою нелепую критику в каждой главе. Начиная с Шопенгауэра читать невозможно, Ницше он вообще не понимает, а конец книги - аналитическая философия головного мозга.
У итальянцев же все сделано правильно - компактная интерпретация концептов. Хотя последний том все-таки читать не стоит, взгляд на современную философию там заграждает здоровенный ПОППЕР.
>>40651
Почему же, мне понравилось. И не нелепую, а обоснованную, в таком научном понимании предмета.
аналитик аналитикА видит издалека
>>40651
>Хотя последний том все-таки читать не стоит, взгляд на современную философию там заграждает здоровенный ПОППЕР.
Весь том? Хайдеггер и феноменология тоже сокрыты Поппером?
>>40668
>Весь том?
Нет, не весь, скорее вторую половину. Имелось ввиду, что у авторов довольно специфические представления о том, что актуально в современной философии (книга была написана в восьмидесятых). Или плохая интуиция, лол.
>Хайдеггер и феноменология тоже сокрыты Поппером?
"Сокрыты" они в том смысле, что про Поппера написано неоправданно много, и его значение переоценено в ущерб, да, той же действительно очень влиятельной феноменологии.
Про Делеза и Деррида вообще ни слова. Три строчки про Левинаса и Рикера.
>>40638
Лекции Гегеля по истории философии. Греки даны очень подробно. Да и вообще до его эпохи все дано очень и очень качественно. Однако готовь жопу к ДУХУ, так как он раскрывает движение мысли, начиная от греков, именно этой своей методологией.
Рекомендую почитать "Басню о пчелах".
Немного Википедии:
В художественной форме Мандевиль в сатире «Ропщущий улей, или Мошенники, ставшие честными» (The Grumbling Hive: Or knaves turn’d honest, 1705) выразил идею, что расточительность есть порок, способствующий торговле, а жадность, напротив, вредит коммерции. Сатира была переиздана под названием «Басня о пчёлах, или Частные пороки — общественные выгоды» (The Fable of the Bees: Or private vices, publick benefits, 1714, русский перевод 1924). В этом произведении доказывается в аллегорической форме, что общество, решившее ради сбережений расстаться с роскошью и сократить вооружения, ждет печальная участь. Решением суда присяжных английского графства Мидлсекс в 1723 году басня была признана вредной.
Философия Мандевлиля была камнем преткновения его времени и рассматривалась как ложь и цинизм, унижающие достоинство. Основной тезис Мандевиля состоит в том, что действия людей не могут быть разделены на низшие и высшие. Высокая жизнь людей является лишь фикцией, введенной мыслителями и правителями для упрощения отношений в обществе и управления. На самом деле добродетель — это ущерб коммерческому и интеллектуальному прогрессу государства. Добродетель он определяет как каждое действие, к которому человеку следовало бы стремиться к выгоде других людей, или для завоевания их симпатий, исходя из рациональных устремлений быть хорошим. Ущерб государства происходит из пороков (эгоистические действия человека) одних, которые с помощью изобретений и циркуляции капитала стимулируют общество к действиям и прогрессу. Мандевиль приходит к выводу, что порок является необходимым условием для экономического процветания. И Смит и Мандевиль считают, что коллективные действия физических лиц приводят к общественному благу. Однако то, что отличает его от Смита, - это вопрос о катализаторе общественного блага.
http://www.ruslit.net/preview.php?path=%u041F%u043E%u044D%u0437%u0438%u044F%20%u0414%u0440%u0430%u043C%u0430%u0442%u0443%u0440%u0433%u0438%u044F/%u041C%u0430%u043D%u0434%u0435%u0432%u0438%u043B%u044C%20%u0411%u0435%u0440%u043D%u0430%u0440%u0434/&fname=%u0411%u0430%u0441%u043D%u044F%20%u041E%20%u041F%u0447%u0435%u043B%u0430%u0445.txt
>>40387
Пока человек классифицирует себя как "технаря", он будет оставаться мракобесом.
А гегель настолько же тяжелый насколько об этом говорят? Я конкретно о "Феноменологии духа" спрашиваю.
>>40789
ФД почти нечитабельна. Наворачивай лучше "Введение в чтение Гегеля".
>>40800
Ты про лекции Кожева что ли?
Лол, просто я как раз и заинтересовался Гегелем, когда читал тексты Батая, где он обращается к Кожеву и цитирует некоторые места из ФД.
Насколько сложен Делёз, и с какого текста обычно начинают с ним знакомится?
И про Батая этот же вопрос.
>>40866
Не знаю, с чем сравнить, но Делез тяжел. Стоит сначала прочесть что-нибудь про него, статью какую-нибудь, или, может, биографию (Шум бытия Бадью), чтобы понимать с чем имеешь дело и не мерить Делеза неподходящими мерками.
Стоить начать или с начала, его исторические работы или с конца - Что такое философия.
>>40866
>Делёз
Средний период творчества (здесь ключевые работы) сложен/очень сложен, ранний и поздний периоды низкого/среднего уровня сложности.
Согласен с постом выше - лучше начинать с довольно простой поздней работы "Что такое философия".
>И про Батая этот же вопрос.
Можно начинать с любой теоретической работы. Читается предельно ясно (для тех вещей, о которых он ведет речь).
Художественные произведения лучше читать после теории, иначе может сложиться неверное представление о Батае как о каком-то больном эстете-порнографе.
Батай и Фуко - самые ясные и простые для чтения из французских мыслителей.
Бланшо и Лакан - самые темные и сложные.
Золотая середина это наиболее классические, чистые философы - Делез, Деррида, Бодрийяр.
Дискасс?
П.Д. Успенский — Tertium Organum
А как в КРАТЧАЙШИЕ сроки научиться ориентироваться в философии? Универ не дал ничего - нахватался вершков, когда читаю неогегельянцев, или Маркса в отрыве от Гегеля - ничего не понятно. Что, неужели нет другого варианта, кроме как штудировать все начиная со скучных греков?
>>41208
>скучных греков
Может, философия это не твое?
Еще непонятно, как греки тебе помогут понять Маркса. Гегеля тогда бы и читал.
>>41208
Никак. Можешь обзорный труд прочитать, вон, хоть "Запад-Россия-Восток" под редакцией Мотрошиловой.
>>40432
Где Плотин и другие неоплатоники? Еще традиционалистов не хватает: Генон, Эвола, Элиаде, et al.
>«Великие Арканы Таро»
Не понимаю, зачем оно здесь. По современному т.н. оккультизму лучше Г.О.М. и Элифаса Леви полистать.
>>40432
Из диалогов Платона "Федон" зря упущен (о душе и смерти Сократа), "Парменид" (об идеях) тоже. Странно, что назван "Тимей", но нет его продолжения "Критий": про Атлантиду все-таки надо знать.
Бамп во имя абсолюта как семантически неполноценной вещи.
Что у Хайдеггера, кроме "Бытие и время" можно прочесть? И вообще как с ним лучше всего начинать знакомится?
>>41535
>И вообще как с ним лучше всего начинать знакомится?
С изучения немецкого языка.
Самый короткий путь к пониманию БиВ (лучше, конечно, сначала почитать Канта и Гегеля, но можно и без, МХ довольно самопояснительный): Сначала читаешь сборник "Время и Бытие", затем "Что зовется мышлением?", "Проселок" (книгу, не статью). После - "Пролегомены к истории понятия времени" и, затем уже "БиВ". Его монографии тоже советую читать читать.
>>41569
А зачем это нужно? Какое открытие, в широком смысле слова, было сделано благодаря хайдеггеровской писанине?
Или это хобби такое, читать мутных писак?
>>41570
"Открытие"? Еще и в "широком смысле"? Ты, видимо, не понимаешь, что такое философия.
>>41577
Я бы тоже не смог. Хуйню какую-то спросил и радуешься.
>>41578
Т.е. ты бы не смог сказать, зачем ты эту муть читаешь?
>>41577
Вопрос бессмысленный, так как "открытий в широком смысле" в философии быть не может. Философы занимаются творчеством концептов.
Что до концептов Хайдеггера - у него их много, и они весьма интересны (забвение бытия, бытие-к-смерти, вопрос о технике, das geviert, dasein, das man и проч.), именно это делает философа заслуживающим внимания.
>>41582
Готов поспорить, что такой взгляд на философию - чья то новейшая придумка, а раньше её воспринимали иначе.
Есть серия книг "Философское наследие" и "Памятники философской мысли". Надо прочитать их все в хронологической последовательности. Конечно, не обязательно читать их целиком. Достаточно выбрать 10 технических понятий, которые могут упоминаться в философии, т.е. наиболее общих понятий и просканировать эти серии книг на предмет эти понятий, читая только те части, где эти понятия затрагиваются, попутно уточняя все непонятное. Обе серии книг доступны на рутрекере. Сканировать лучше в формате djvu.
>>41579
лол что значит "зачем"? а вообще все зачем делается? жить зачем?
Итак, господа. Пришла пора предложить такой список литературы, чтобы "технарь", прочитавший перечисленное в нём, несомненно имел бы право рассуждать на философские темы не с позиции мракобеса. Это должен быть окончательный список, полный, явно достаточный для обретения авторитета.