24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Мы все больше привязываемся к интернету, не задумываясь о том, что вся информация о человеке оседает как минимум в двух местах - у провайдера и в поисковых системах. И если с провайдерами все ясно (огромнейшее инфодосье на каждого человека по первому щелчку пальцев государства), то за ПС стоят огромные корпорации с не всегда ясными целями.
Лет пять-семь назад Гугл ввел персонализацию поиска. Поисковая система идентифицирует тебя по айпи и данным с твоего браузера, выдавая информацию, которая может быть тебе интересна, учитывая результаты предыдущих поисков. Это было началом конца.
Собственно, тогда на паре крупных айтишных конференциях высказывалась мысль о том, что человек оседает слишком плотно в некой "зоне интернет-комфорта". Грубо говоря, если ты постоянно заходишь на мэйл.ру и решил поискать работу, первой страницей в выдаче будет работа@мэйл.ру, а не хэдхантер или авито. Это сильно мешает в свободном серфинге, когда как раньше, ты нырял в коричневатые воды гугла и пытался выловить там нечто новое. Сейчас, благодаря усилиям сеошников и персонализации, это почти невозможно.
Вторым гвоздем в крышку гроба свободы в сети стали новые сервисы. Поисковики превратились во что-то вроде веб-порталов 2.0, когда тебе не нужно выходить на пределы зоны компетенции гугла/яху/яндекса/бинга, чтобы заниматься повседневными делами. Самый же пиздец ситуации в том, что своими алгоритмами выдачи они поощряют превращение сайтов в такие же мини-порталы. Сайт стоматологической клиники будет стоять ниже, если там нет пачки статей про кариес, ежедневных новостей от колгейт и флэш игры о виртуальном стоматологе. Очень сильно поощряется поведенческий фактор - пользователь должен провести как можно больше времени, нажать на дохуя кнопок, просмотреть побольше страниц, после выхода с сайта не должен искать первоначальный вопрос.
К чему это привело? Привело это к расцвету копирайтинга, забитому откровенным мусором интернету (по данным IBM, за три года общий объем информации в интернете вырос на порядок. Ебаный в рот, вы только вдумайтесь в эту цифру. В десять, мать его, раз!) и появлению нескольких реально хороших трастовых, доверенных ресурсов, на которых можно найти действительно что-то полезное. Это было сделано как для упрощения ражирования выдачи, так и для оскопления интернета в целом. Мелкие ресурсы, раньше имевшие свою нишу, теперь просто не выживают. Стань частью любого из монстров, специализируйся на один-два вопроса или умри.
Наконец, третий ход конем. Мобильные приложения. Не так давно выяснилось, что плагин гугл-карт на андроиде отсылает статистику о передвижениях владельца по умолчанию, не уведомляя владельца при установке (разве что в пользовательском соглашении) и пряча галочку настройки в дикие ебеня. Абзац. Финиш. Без комментариев.
Подведу итоги.
Крупнейшие IT-корпорации обладают огромным массивом информации о нас, причем как по конкретному пользователю (gmail, youtube, google+, google docs - вспомнилось навскидку у одного гугла. Мэйл.ру владеет ВСЕМИ русскими соцсетями, метрика яндекса висит на 70% активных сайтов СНГ), так и по крупным сообществам, объединенных одним-двумя общими чертами.
Сейчас это используется для контент-рекламы. Но было бы глупо считать, что имея такой инструмент для влияния на общество, честные бизнесмены им не воспользуются.
Почему бы не заключить контракт с маклаком и не промывать имеющим склонность к полноте людям рекламой жрачки, заодно оценивая ее эффективность в реальном времени через гугл.гласс или андроид в кармане? Сколько раз будут думать руководители Яндекса, когда им предложат по запросам от сомневающихся с политическим курсом выдавать пропутинские/оппозиционные сайты? Как скоро любое наше действие и вероятность перехода будет просчитываться автоматически, а убеждения - формироваться еще с детства по выверенной схеме промывки мозгов? Разные новости, вещи, слбытия для разных людей. Хочешь быть уникальным? Да пожалуйста, пока мы это контролируем.
Удобство требует жертв, господа. Похоже, что в этот раз жертвой будет свобода выбора.