24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Итак, начнем с нескольких постулатов.
В ходе эволюции человеческого вида человек был вынужден организовываться в группы для того, чтобы выжить. Естественный отбор позаботился о том, чтобы выживали особи, способные создавать долговременные связи друг с другом, полагаться друг на друга. Говоря «связи», я имею ввиду любые связи, родитель-ребенок, подросток-учитель, друг-друг, любовник-любовница, муж-жена, старики-молодежь. Поскольку невозможно переоценить значение социальных связей в жизни человека, теория, способная объяснить подсознательное поведение людей при их возникновении и укреплении, представляет критическое значение.
Говоря о выживании особей, я не имею ввиду, что наличие социальных связей просто хорошо. Это, фактически, необходимое условие для того, чтобы человек в принципе мог исследовать окружающий мир и как-то с ним взаимодействовать. Очевидно, на детях это проиллюстрировать легче всего. Мери Эйнсворт, стоявшая у истоков теории, разработала следующий эксперимент, названный «странной ситуацией». Поместим ребенка в возрасте от года до двух вместе с его мамой в комнату с игрушками. Пока его мать находится вместе с ним в той же комнате, ребенок с удовольствием ползает и исследует игрушечный рай. Но стоит матери выйти из комнаты, ребенок теряет весь интерес к исследованию, теперь его единственное желание – воссоединиться с матерью. Если мать возвращается и успокаивает ребенка, он может продолжить исследовать комнату. То, как проходит воссоединение ребенка с матерью, собственно, и составляет основное содержание теории, об этом ниже. Очевидно, что взрослым людям для того, чтобы потерять эмоциональное равновесие, нужно немного больше, чем потерять из виду любимого человека, но ненамного, говоря откровенно.
Как же ведут себя дети в «странной ситуации»? Оказалось, что по-разному. Их реакция позволила выделить несколько существенно различных типов поведения. Большая часть детей расстраивалась, заметив пропажу матери, а когда та возвращалась, с удовольствием воссоединялась с ней и успокаивалась относительно быстро. Такой тип поведения был назван «безопасным». Другие дети при пропаже матери расстраивались в значительно большей мере, они не могли найти себе места в истерике. По возвращении, матери с гораздо большим трудом удавалось их успокоить. Кроме того, такие дети имели тенденцию не только восстанавливать связь, но и пытаться наказать мать за исчезновение. Этот тип поведения получил название «тревожного». Некоторые другие дети вели себя совершенно иначе. Заметив отсутствие матери, они практически не показывали беспокойства, и, может быть, менее интенсивно, но продолжали игру. Когда мать возвращалась, они не обращали на нее никакого внимания и продолжали играть, не проявляя большого интереса к воссоединению. Возможно, им просто неважно было присутствие матери, подумали вы? Так вот нет, установленные на них датчики показывали, что сердцебиение и количество тревожного гормона в крови увеличивались в той же мере, что и у других детей, но эти дети старались скрыть свое волнение. Такие поведение было названо «избегающим». Так же, по всей видимости, существует совсем небольшое количество детей, которые проявляют одновременно поведение тревожного и избегающего типов. Формирование стиля привязанности у ребенка, вероятно, имеет отношение к тому, насколько хорошо мать заботится о нем, насколько она для него доступна эмоционально и насколько своевременно ребенок получает пищу и уход. Также, вероятно, она может определяться наследственностью. Впрочем, конкретный механизм меня лично мало интересует, поскольку я далек от детей.
Интересно то, что, по всей видимости, стиль привязанности, характерный для человека в детстве, характерен для него и во взрослой жизни при создании любого рода глубоких социальных связей. Механизм переноса также не вполне понятен. Однако, так же, как и среди детей, среди взрослых мы наблюдаем «безопасных», «тревожных», «избегающих». По описанию в книге, безопасных людей большинство, 50-60%, однако по моим наблюдениям, в некоторой степени модели поведения тревожного и избегающего типов проявляются у ВСЕХ людей, в том числе и у безопасных. Это поведение совершенно несознательно и практически никто из индивидов не может понять, какие мотивы стоят за его действиями или действиями его партнера. Рассмотрим, как ведут себя взрослые люди с тревожным и избегающим типами привязанности.