24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Автомобили
Практически все модели автомобилей, выпускавшихся в СССР, были копиями. Первая советская машина, поступившая в свободную продажу, Москвич-400, была полностью идентична немецкой Opel Kadett K38. Более того, изготавливались эти "Москвичи" на трофейном оборудовании, вывезенном после войны с завода Opel в Рюссельхайме. Модель выпускалась с 1946-го по 1954 год.
"Запорожец", ЗАЗ-966, позаимствовал дизайн у немецкого NSU Prinz IV. Эту модель в народе прозвали "ушастый" за оттопыренные воздухозаборники – деталь, добавленную советскими инженерами. Примечательно, что и "горбатый", и "ушастый" выпускались также в модификации с ручным управлением, что делало их подходящими для людей с инвалидностью.
Дизайн "Волги" ГАЗ-21 тоже был скопирован – с американского автомобиля Ford Customline
Мотоциклы
Знаменитый мотоцикл "Урал", который и сейчас остается одним из немногих российских брендов, известных за рубежом, был создан на основе тяжелого мотоцикла М-72, использовавшегося только для военных нужд. Который, в свою очередь, был точно копией немецкого BMW-750. Известно, что Николай Сердюков, позднее возглавивший Центральное конструкторское бюро по мотоциклостроению, еще до войны проходил стажировку на заводе BMW. Кроме того, несколько немецких мотоциклов купили в Швеции и привезли в Москву, где их внимательно изучили. В 1941 году начался выпуск М-72.
Когда в конце 1950-х руководство решило, что стране нужны мотороллеры, советские инженеры пошли про проверенному пути. Конструкторы Вятко-Полянского машиностроительного завода сняли мерки с культового итальянского скутера Vespa 150GS и изготовили чертежи. Так появился на свет мотороллер "Вятка". Отличное название: и родное, русское, и хорошо смотрится на щите мотороллера вместо Vespa – те же пять букв, первая "в", последняя "а".
Трубы
Из-за санкций пострадали два грандиозных проекта, от которых зависела вся экономика Советского Союза. Первой жертвой стал нефтепровод "Дружба", по которому должны были поставлять нефть в страны восточного блока и далее на Запад. Трубы для него СССР заказал в Западной Германии, потому что отечественные были слишком низкого качества. США через структуру НАТО надавили на союзников, и контракты были разорваны.
Трубы большого диаметра пришлось выпускать в Челябинске, и на первой партии красовалась надпись "Труба тебе, Аденауэр" (тогда – канцлер ФРГ). Нефтепровод "Дружба" сдали с задержкой на год, но не две нитки, а только одну. Вторую нитку достроили в 1974 году – когда санкции были сняты, а контракты на поставку качественных труб удалось перезаключить. Тогда же нефть из "Дружбы" начали поставлять на рынок капиталистических стран.
Лозунг формата "тебе труба" вновь пригодился в начале 1980-х, когда администрация президента США Рональда Рейгана ввела ограничения на поставки электронного и нефтегазового оборудования. В те годы строился газопровод Уренгой – Помары – Ужгород, в его создании участвовали европейские банки и компании. С санкциями не согласились европейские партнеры, и год спустя поставки импортных труб и компрессорных станций возобновились.
Метро
Московский метрополитен, гордость сталинской эпохи, конечно, никак не мог быть построен без зарубежного опыта. Для начала, нечем было бурить: в СССР не было проходческих щитов, необходимых для прокладки тоннелей. Денег на закупку импортных тоже не было. У Никиты Хрущева (он в то время был первым секретарем московского горкома партии – НВ) родилась идея: заказать у англичан один щит, разобрать и скопировать. Что и было успешно проделано.
Попалась на эту удочку и компания Siemens, в 1932 году согласившаяся прислать в СССР один из своих вагонов. Компания рассчитывала, что, познакомившись с образцом, советские власти заключат контракт на поставку подвижного состава. Но вместо этого советские умельцы разобрали вагон и запустили производство копий.
Правда, с производителями эскалаторов этот номер не прошел, пришлось проектировать самим.Метро
Московский метрополитен, гордость сталинской эпохи, конечно, никак не мог быть построен без зарубежного опыта. Для начала, нечем было бурить: в СССР не было проходческих щитов, необходимых для прокладки тоннелей. Денег на закупку импортных тоже не было. У Никиты Хрущева (он в то время был первым секретарем московского горкома партии – НВ) родилась идея: заказать у англичан один щит, разобрать и скопировать. Что и было успешно проделано.
Попалась на эту удочку и компания Siemens, в 1932 году согласившаяся прислать в СССР один из своих вагонов. Компания рассчитывала, что, познакомившись с образцом, советские власти заключат контракт на поставку подвижного состава. Но вместо этого советские умельцы разобрали вагон и запустили производство копий.
Правда, с производителями эскалаторов этот номер не прошел, пришлось проектировать самим.
Бытовая техника
Советские граждане не были избалованы приборами, облегчающими ведение быта. Даже в 1980-е годы не в каждой семье были хотя бы стиральная машина или телефон. Но какие-то вещи, конечно, производились. Например, пылесосы "Москва" (1954 г.) и "Чайка" (1963 г.). Первый был скопирован с американского Lewyt Model 40 (1947 г.), а второй в точности, вплоть до цвета корпуса, повторял еще довоенную голландскую модель пылесоса Erres (1939 г.).
Электробритва Агидель-М (1967 г.) была скопирована с Philishave SC 8010 производства Нидерландов. Причем у советской бритвы даже коробка была того же цвета, только без иностранной надписи.
Еда и напитки
Еще до Второй мировой войны советское руководство задумалось о том, что стране нужен праздничный алкогольный напиток, что-то вроде французского шампанского. Ведь импортные вина были простым советским людям абсолютно недоступны. Так в 1937 году появилась марка "Советское шампанское".
В СССР были люди, знакомые с технологиями французских виноделов, но советская промышленность не могла себе позволить такое производство. На изготовление настоящего шампанского нужно самое меньшее три года. Советские технологи придумали, как делать игристое вино быстро и дешево, чтобы оно было доступно каждому гражданину СССР хотя бы по праздникам.
Вообще называться шампанским имеют право только вина из французской провинции Шампань, любые другие вина "с пузырьками" именуются игристыми. Такое положение дел закреплено международными договорами с конца XIX века. Советских производителей подобные запреты не смущали, а потребители вряд ли вообще о них знали. Во всяком случае, традиция называть любое игристое вино "шампанским" жива в России по сей день.
В 1973 году КПСС поручила Всесоюзному научно-исследовательскому институту пиво-безалкогольной промышленности придумать аналог "Пепси-коле" и "Кока-коле". В результате на прилавках советских магазинов появилась сладкая газировка темно-коричневого цвета под названием "Байкал". Справедливости ради, на колу он походил разве что цветом, рецептура и вкус были оригинальные.
Кстати, "Кока-кола" чуть было не появилась в СССР еще до войны. В 1936 году нарком пищевой промышленности Анастас Микоян съездил в продолжительную командировку в США, а вернувшись, пытался внедрить на родине впечатлившие его идеи. В своих мемуарах Микоян перечисляет десятки американских заводов, фабрик, магазинов, кафе, в которых он побывал, и с откровенным восхищением отзывается о многом из увиденного.
Игры и электроника
В 1980-е годы в СССР начали выпускать портативные электронные игры "Электроника": "Ну, погоди!", "Веселый повар", "Тайны океана" и т.д. Эти игры были скопированы (многие – до мельчайших деталей) с линейки Game & Watch японской компании Nintendo. Копировали в СССР и обычные игрушки. Например, набор под названием "Конструктор металлический маленький №1", известный каждому советскому ребенку, был копией конструктора Meccano, который продавался в Великобритании аж с 1908 года. Популярнейшая настольная игра "Морской бой" была скопирована с игры Battleship, выпущенной в США в 1931 году.