24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Кинематографические стереотипы отражают и формируют общие предрассудки. На восприятие может повлиять образ азиатов как занудных ботанов, черных мужчин как опасных бандитов, а латиноамериканцев вспыльчивых сексистов. Итак, как Голливуд изображает различные расовые группы?
В последние годы в голливудских фильмах наблюдается повышенное внимание к расизму и сексизму, о чём свидетельствует то, как изменился состав актеров и руководителей съемок фильмов, а также и как в изображении людей на экране - чаще и вовсе всё это происходит вместе. Чтобы проиллюстрировать развитие стереотипов в Голливуде, DW проанализировал образы, использованные в более чем 6000 фильмах, получивших Оскар с 1928 года.
История Голливуда дает множество примеров расистских карикатур. Мишенями неоднократно становились чернокожие и азиатские люди. Возьмем, к примеру, фильм Одри Хепберн 1961 года «Завтрак у Тиффани» и зубастого мистера Юниощи, чей стереотипный «английский» акцент был предназначен для насмешек над японцами. Юниощи печально известен, и примеров еще очень много.
От расистских карикатур к давним стереотипам
«Расизм в виде игры людей цвета расово стереотипных ролей определял киноиндустрию Голливуда с момента ее зарождения в начале 1900-х годов», - пишет социолог Нэнси Ван Юэнь в своей книге «Неравенство в фильмах: голливудские актеры и расизм». Действительно, азиатские персонажи на заре существования Голливуда в основном появлялись в форме расистских клише - либо как таинственные, угрожающие злодеи, либо как смешные карикатуры, такие как мистер Юниощи. В дополнение ко всему, этого персонажа играет полностью белый американский актер Микки Руни, что делает его примером йеллоуфейса: неазиатского человека, выдающего себя за азиатского человека.
Раньше такая практика была довольно распространена в Голливуде. Производственные группы неохотно нанимали актеров из меньшинств любого рода, вместо этого часто предпочитая использовать вместо них белых актеров. Эта практика стала самовоспроизводящейся: социологи обнаружили, что предрассудки исчезают, когда люди разных этнических групп усиливают контакты друг с другом.
Но азиатские сообщества исторически часто были маргинализированы в Соединенных Штатах. «Даже сегодня большинство изображений азиатов и американцев азиатского происхождения на экране было создано не азиатами или американцами азиатского происхождения, а людьми, которые мало о них знают», - говорит Кент Оно, изучающий репрезентации расы в СМИ в Университете им. Юта. "Это создает очень странное представление о том, кто такие азиаты и американцы азиатского происхождения, для тех, кто не знает никаких азиатских людей. И это также создает очень запутанные и отчужденные отношения азиатов и американцев азиатского происхождения с Голливудом, потому что они не могут полностью идентифицировать с этим причудливым представлением самих себя ".
Информация об этих стереотипных кинематографических установках была собрана на созданной киносообществом вики TVTropes.org, из которой взяты названия различных приемов, подробно описанных в этой статье. Пользователи там могут задокументировать любой повторяющийся мотив, который они наблюдают в средствах массовой информации: какие телешоу утверждают, что Элвис все еще жив? В каких видеоиграх есть жуткий детский персонаж? Есть ли в фильме белый актер, одетый в азиатскую одежду?
В 2012 году, например, фильм «Облачный атлас» вызвал критику за то, что многие актеры-неазиатские актеры выступили в роли азиатских персонажей для части фильма. Многие критики утверждали, что, поскольку для азиатских актеров уже так мало ролей, не говоря уже о ролях, которые не являются карикатурными, белых актеров не следует отбирать на роль азиатских персонажей. Это снова всплыло, когда Скарлетт Йоханссон снялась в экранизации японской манги «Призрак в доспехах», а затем Тильда Суинтон сыграла азиатского персонажа в «Докторе Стрэндж» . Перечислять можно долго.
Клише, которое стало появляться все чаще в 1960-х и 1970-х годах, TVTropes называет «Mighty Whitey, Mellow Yellow»: мужественный белый главный герой с покорной азиатской пассией. До 1950-х годов строгая самоцензура в американском кино вовсе запрещала всякие романтические отношения между людьми разных национальностей или смешанные союзы, что означало, что азиатским актерам было доступно еще меньше ролей. Когда самоцензура уступила место существующей системе оценки кинофильмов, количество случаев использования этого клише увеличилось, что указывало на то, что этот стереотип об азиатских женщинах уже существовал до того, как он был изображен на экране.
Другие клише также стали более заметными во второй половине века. В 1970-х и 80-х годах популярность Брюса Ли и фильмов о боевых искусствах в целом привела к укреплению стереотипа «Все азиаты знают боевые искусства».
Но наиболее распространенный способ представления азиатов и американцев азиатского происхождения в американских СМИ сегодня - это «образцовое меньшинство», - сказал Оно: «Они могут быть учеными, врачами или специалистами в какой-либо технической области. В общем, они хорошие студенты, происходят из хороших семей и не имеют никаких экономических проблем». Этот стереотип специально не записан в вики TVTropes, но он частично совпадает с клише «азиат - значит ботаник», который в последние десятилетия встречается все чаще.
Нерепрезантативность меньшинств
Чего этот анализ не может показать, так это распространённость фильмов, в которых есть нестереотипные небелые персонажи. Обычно они не документируются в вики TVTropes. В целом сложно дать масштабную оценку того, стало ли сейчас меньше стереотипных изображений, чем было раньше.
Тем не менее, что исследователи действительно отслеживают, так это количество актеров-небелых и количество цветных режиссеров и сценаристов. «Чем шире диапазон различных ролей, тем меньше вероятность того, что люди будут думать, что какой-то стереотип в действительность именно так характеризует всю расовую группу», - сказал Оно. И наоборот, индивидуальные персонажи имеют большее значение для расовых групп, которые редко представлены на экране.
Согласно отчету о разнообразии в Голливудской киноиндустрии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), Голливуду еще предстоит пройти долгий путь: доля женских и небелых персонажей на экране довольно стабильно росла за последние несколько лет, но также весьма медленно. Несмотря на то, что азиаты, например, составляют более половины населения мира и чуть менее 6 процентов населения США, только 3 процента всех ролей в 2017 и 2018 годах играли азиаты. Черные персонажи составили 12,5% всех ролей, что приближается к пропорциональному представительству для населения США. Но проблемы ещё есть.