Сохранен 44
https://2ch.hk/po/res/8819528.html
24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна. Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных помочь нам с восстановлением утраченного контента!

Георгий Победоносец, Егорьев день, Егорий весенний, Егорий (Юрий) вешний, Егорий храбрый.

 Аноним  OP 06/05/15 Срд 03:18:19 #1 №8819528 
14308714993520.png
14308714993551.png
14308714993582.png
14308714993613.jpg
6 мая

Юрий на порог весну приволок.
Егорий землю отмыкает.
Пришел Егорий, и весне не уйти.
Егорий храбрый зиме ворог лютый.
Промеж гор лежит бугор, пришел Егор, унес бугор. (О снеге.)
Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает.
Святой Георгий красную весну на красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зажинает.
Заегорит весна, так и зябкий мужик шубу с плеч долой.
Егорий из-под спуда зелену травку выгоняет.
Зеленая травка – молока прибавка.




На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая).
Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т. е. зима установится, будет хороший санный путь).
Сена достает: у дурня до Юрья,а у разумного до Николы (22 мая).
До святого Юрья корм есть и у дурня.
Богатый сыт и в Юрьев день, а бедный терпит до Спаса (14 августа).
Егорий с ношей, а Никола с возом.
Егорий с кузовом, Никола с возом.
Егорий везет корму в тороках, а Никола возом.
Егорий с теплом, а Никола с кормом.
Егорий с водой, а Никола с травой.
В Егорьев день река выйдет, лед унесет, на Николу и травка вырастёт (Пинежье).
На Егорья мороз – будет просо и овес.
На Егорья мороз – под кустом овес.
На Егорья мороз – гречи хороши (Тамбовская губ.).
Когда на Георгия будет мороз и повторится через неделю то должно ожидать теплой осени (Тамбовская губ.).
Как в Егорьевску ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов с Егорьева дни на все лето, пока хлеб в поле стоит. Бывало, собирали сорок камешков, и как утренник, так выбросят камешек; смотрели, сколько еще оставалось их в мешочке. Ино и совпадется (Пинежье).
Юрий росу спустил. Гони животину на Юрьеву росу.
На Егорья роса – будут добрые просá (Орловская губ.).
На Юрья роса – не надо коням овса.
Будь здоров, как Юрьева роса.
Юрьева роса от сглазу, от семи недугов.
Катаются по Юрьевой росе, чтоб получить здоровье.
На Юрья дождь – скоту легкий год.
На Юрья снег — урожай на гречу,на Юрья дождь – гречи нерод.
На Егорья в некоторых местах запахивают пашню.
Егорий – ленивая сошка, на Егорья выезжает и ленивая соха.
Юрий починает полевые работы, Юрий и кончает.
Ранний посев ярового – с Юрья (Воронежская губ.).
Ранний яровой посев с Егорья,поздний – с Еремея (14 мая; Ярославская губ.).
Яровое сей до Егория (Новгородская губ.).
Не хвались на Юрьев день посевом,хвались на Николин травою.
Ясное утро на Юрья – ранний сев, ясный вечер – поздний (Новгородская губ.).
Ранний горох сей до Георгия ,поздний после Георгия (Нижегородская губ.).
Кто сеет овес с Егорья, тот убирает не зерно, а солому. Сей просо с Егорья, кончай Николой (Тамбовская губ.).
С Георгия начинают садить свеклу,сеять морковь и рассаду. Сей рассаду на Георгия, будет щей вдоволь (Воронежская губ.).


Сельскохозяйственные приметы на Егорьев день не совпадают по местностям, но практически на всей территории России к Егоръеву дню был приурочен первый выгон скота в поле, который воспринимался как большой праздник и соответственным образом обставлялся различными действиями, обрядами, песнями и приговорами.


На Егория скотину выгоняли в поле вербой, срезанной в вербное воскресенье. В поле выносили стол, на стол ставили икону, и попы служили молебен. Выгоняя скотину в поле вербой, приговаривали: «Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!» (Калининская обл.).

Юрьев день считался праздником пастухов, их одаривали, кормили в поле мирской яичницей.

В некоторых деревнях Валдайского уезда в этот день каждый домохозяин приходит в поле с испеченным нарочно караваем (белым хлебом), каравай этот называется «моленником»,.. и первый кусок от оного уделяют пастуху, оставшимся кормят возвратившийся в тот день с поля скот (Новгородская губ.).

На Егорья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал.

В день выгона скота пекли обрядовое печенье в виде «коровок», «лошадей», «козулек» и прочих животных, отдаваемых под наблюдение Егория и пастуха. Крестьяне верили,что Егорий сам, невидимо для людей, выезжает в поле на своем белом коне и пасет скот, охраняя его от зверей, над которыми тоже властвует.

В прежние времена леса в нашей стране занимали обширные пространства и изобиловали дикими животными, так что выпас скота всегда был сопряжен с опасностью. Стремясь предотвратить беду, крестьяне прибегали ко всякого рода оберегам, основанным, как правило, на магии сходства: «Когда по весне первый раз выпускают скотину в лес, на печной заслон нужно выкрошить хлеба и давать на заслоне корове. При этом один раз произносят: «Как этот заслон в кажную ночку стоит на своем месте, так бы наша коровушка Пестронюшка в кажну ночь стояла в нашем дворе» (Архангельская губ.).

В селах Московской губ. хозяйка, выгоняя первый разв поле корову, заставляла ее переступить через положенную в воротах клюшку, а потом, ударяя ее клюшкой, приговаривала: «Тели телок, тели телок!» Вместо клюшки мог использоваться сковородник: «Как сковородник от печки не отходит, так пусть бы и скотина от двора не отходила».

В такой же день крестьянка Архангельской губ. повязывала вокруг голого тела пояс, а затем расстилала его в воротах,через которые выгоняли скотину, приговаривая: «Коль крепко и плотно пояс вокруг меня держится, толь крепко и плотно Пестронюшка вокруг двора держится и своей большушки матушки. Век и повеку, отныне и до веку».

Поступали и следующим образом: «сливали в один сосудводу, взятую из трех ключей, с приговором: «Во имя отца и сына и святого духа. Как бы сия ключевая вода стекала в одно место, так бы сходился и стекался мой скот любимый, крестьянский жить в одно место».

Георгий Победоносец считался покровителем домашнего скота, и к нему обращались с просьбами защитить, уберечь коров, овец, лошадей. Наибольшей силой, по мнению народа, обладало обращение именно в Егорьев день, во время первого выгона на подножный корм.

«Спасителю Победоносцу и Чудотворцу! Отче наш, Георгий, спаси и сохрани нашу скотинку Рудонюшку и Пестронюшку в темных лесах, в жидких местах от диких зверей, от пловучих змей и от злых людей. Амины».

На Егорья ребятишки обходили с приговорами все дома селения, а затем шли в поле и там оставляли сделанные из прутиков маленькие кресты.

Мы вокруг поля ходили,
Мы Егорья окликали,
Мы Макарья величали.
Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.



Так окликали Егорья на Тамбовщине прошлого века. В костромских деревнях ребятишки ходили по домам, кликали Егорья под окнами и выпрашивали яйца.
Если окликальщикам выносили гостинцы, они продолжали:

Дай вам бог,
Надели, Христос,
Двести коров,
Полтораста быков,
Семьдесят тёлушек,
Лысеньких,
Криволысеньких!
Они в поле-то идут –
Всё помыкивают,
Они из поля идут –
Всё поигрывают.


Если хозяева отказывали, ребята грозили:

Кто не даст яйца –
Всю скотинку со двора
Под медведюшка!
Аноним  OP 06/05/15 Срд 03:18:39 #2 №8819529 
Удивительно полное, поэтичное окликание записано буквально в наши дни от Клавдии Александровны Сафоновой из г. Чухлома Костромской обл.; причем с ее же колоритным объяснением.
Перед тем как выгнать скотину на пастбище, ребятишки, подростки обычно ходили по домам с барабанками, шергунцами, трензелем, бубном и пели песню, так называемую «Батюшка Егорий». За это им подавали так называемую мзду: кто яичек, кто денег, кто гостинцев, кто чего. Вставали примерно в два часа ночи и вот будили всю окрестность пением. Пели они:

Мы ранешенько вставали,
Белы лица умывали,
Полотенцем утирали,
В поле ходили,
Кресты становили,
Кресты становили,
Егорья вопили:
– Батюшка Егорий,
Макарий, батька храбрый,
Спаси нашу скотинку,
Всю животинку,
В поле и зá полем,
В лесе и зá лесом.
Волку, медведю,
Всякому зверю –
Пень да колода,
На раменье дорога.
Тетушка Анфисья,
Скорее пробудися,
В кичку нарядися,
Пониже окрутися,
Подай нам по яичку,
Подай по другому
Перво яичко –
Егорию на свечку,
Другое яичко –
Нам за труды
За егорьевские.
Мы ходили, хлопотали,
Трое лапти изодрали,
В кучку поклали,
В бочаг покидали,
Чтобы наши не узнали,
Чтобы нас не заругали!

Дальше следовало подаяние. Если подавали хорошо, то,значит, ребята благодарили:
Спасибо тебе, тетка,
На хорошем подаянье!
Дай тебе бог
Подольше пожить,
Подольше пожить
Да побольше нажить –
Денег мешок,
Да белья коробок,
Двадцать телушек,
Все годовушек,
Десять быков,
Все годовиков, все полуторвиков!

Но бывали случаи, когда ребятам ничего не подавали. Тогда ребята пели неприятную поговорку:
Неспасибо тебе, тетка,
На плохом подаянье!
Дай тебе бог
Подольше пожить
Да побольше нажить –
Вшей да мышей,
Тараканов из ушей!

Своеобразно отмечался Егорьев день на Смоленщине.
«...в каждом доме пред выгоном скота хозяин с хозяйкой зажигают перед иконами «страстную» свечу, стол накрывают чистою скатертью, кладут на него целый круглый хлеб, ставят на стол полную солонку соли и молятся богу. Потом хозяин берет икону святого Георгия, страстную свечу, а хозяйка – хлеб с солью, и обходят на дворе кругом весь свой скот, приговаривая: «Святой Егорий-батюшка, сдаем на руки тебе свою скотинку и просим тебя: сохрани ее от зверя лютого, от человека лихого!» Затем кладут на землю под ворота замок и ключ: «Чтобы пасть звериная была так крепко заперта, как запирается замок на ключ!» А икону ставят над воротами и выгоняют скот на улицу. <... > После этого все гонят скот в поле, имея в руках вербы; там хозяйки дают пастуху и подпаскам сало и яйца, из которых они приготовляют тут же, в поле, яичницу. Когда яичница бывает готова, пастух назначает, кому из его подпасков быть зайцем, кому – слепым, кому – хромым, кому – замком и кому – колодой; расставляет их всех кругом стада, после этого берет приготовленную яичницу и идет с нею, прежде спрашивая у «зайца»: «Заяц, заяц, горька ли осина?» «Заяц» отвечает: «Горька!» – «Дай бог, чтобы и наша скотинка для зверя была горька!» Потом спрашивает у «слепого»: «Слепой, слепой, видишь ли?» «Слепой» отвечает: «Не вижу!» – «Дай бог, чтоб и нашу скотинку не видала зверинка!» Дальше спрашивает у «хромого»: «Хромой, хромой, дойдешь ли?» «Хромой» отвечает: «Не дойду!» – «Дайбог, чтобы и зверинка не дошла до нашей скотинки!» Дальше спрашивает у «замка»: «Замок, замок, разомкнешься ли?» «Замок» отвечает: «Не разомкнусь!» – «Дай бог, чтобы и у зверя не разомкнулись зубы для нашей скотинки». И наконец спрашивает у «колоды»: «Колода, колода, повернешься ли?» «Колода» отвечает: «Не повернусь!» – «Дай бог, чтобы и зверь неповернулся к нашей скотинке!»
Таким порядком пастух обходит стадо три раза. После этого все действующие лица садятся и съедают яичницу».

Кое-где Егорьев день включал и обряды, вызванные заботой о лошадях. Например, коней мыли, купали, кормили крестами, испеченными в Крещение. В Боровичском уезде Новгородской губ. 6 мая «гладили лошадь по голове яйцом с приговором: «Как яичко гладко и кругло, так и лошадушка моя будь кругла и сыта».

Жители рязанских сел «в этот день под вечер «делают коня». Для этого берут две крепкие жерди. Четыре парня кладут их на плечи. Один из передних держит на вилах конскую голову или конский череп, убранный бубенчиками и цветными тряпицами. Сзади концы жердей связаны между собой веревкой, к которой привязан хвост из мятого моченца. Жерди обмотаны сеном и веретьями, на жерди сажают верхом мальчика, обыкновенно пастуха, преимущественно хорошо играющего на жалейке. <...> Таким образом сделанный конь в сопровождении народа обходит деревню, причем сидящий на нем пастух играет на жалейке. Затем конь направляется в одну из соседних деревень. Завидев издали коня, в той деревне снаряжают как можно быстрее своего коня. Оба коня сходятся на выгоне перед деревней, причем происходит «бой» двух коней. Изображающие коней, подражая лошадиному ржанью, бросаются друг на друга, пока один конь не разрушит другого. В старину после этого водили круги (курагоды), причем один из парней изображал собою коня. От одной старухи (пишет собиратель. – Л. Н.) нам удалось достать только следующий отрывок одной из игравшихся при этом песен:

Около сырого дуба,
Около молодого,
Выростала чечевинка.
По той чечевинке
Черные кóны скачут.
«Поскачь, поскачь, кóна,
Поскачь, молодая,
Кона новая на сене,
Выбирай себе подружку,
Что любимую сеструшку!»

Парень, изображавший коня, под пение входил в круг, скакал и прыгал как можно выше, потом выбирал девушку.

Когда вера в магическую силу слова утратилась, выгоняя скотину, произносили просто обычное напутствие: «Ходи, бог с тобой, кормись да домой не торопись. Впереди коров не бегай и позади не оставайся».

Георгий, как уже говорилось, воспринимался не только защитником скота, но и хозяином лесных зверей. Широко бытовало поверие: «На Юрья святой Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздает зверям наказы»; «Всяк зверь у Егория под рукой». Поверие породило и запреты: «Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел»; «Кто работает на Георгия, у того волки будут резать скотину».

В одном заговоре говорится: «Святой Георгий Победоносец и святой Константин, на белых конях, имущи в руках огненные щиты, объезжают около нашего скота, милого живота; бьют они, побивают всех колдунов и колдуниц, еретиков и еретиц, воров и вориц, зверей и звериц, волков и волчиц, змеев и змеиц» (Смоленщина).



С днем 6 мая связывался также прилет ласточек, начинали прислушиваться и к голосу кукушки.

Кукушка кукует до Егория – скот падёт (северн.).
Кукушка до Егорья – к неурожаю и падежу скота.
Если кукушка кукует, когда еще не оделся лес,будет голодный год (Тамбовская губ.).
В Кирсановском уезде Тамбовской губернии «некоторые, желая получить хороший урожай, приходят рано утром в лес и стараются пораньше поесть, пока кукушка еще не кричала; иначе год будет голодный».
Если кукушку услышишь раньше соловья, несчастливо проведешь лето – прокукуешь (Воронежская губ.).
При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились.
Ранняя кукушка (прежде листа на дереве) – ворам неудача.
Кукушка кукнула в левое ухо – хорошая примета (Пинежье).
Кукушка сера, загадуй смело, скольки лет жить и когда помереть.




С весеннего Юрья совершались сделки и наймы – по Семен день (14 сентября), до Покрова (14 октября) или до Заговенья (27 ноября).



И последнее: с Егорья открывался сезон хороводов.
С Егорья хороводы, с Дмитрия (8 ноября) посиделки.

Выгоняйте вы скотину
На широкую долину,
На попову луговину!
Гонят девки, гонят бабы,
Гонят малые ребята,
Гонят стары старики, –
Мироеды-мужики,
Гонят старые старушки –
Мироедовы женушки.
Одна девка весела:
Она плясать во круг пошла.
Она пляшет, рукой машет:
– Пастух мой, пастушок!
Пастух, миленький дружок!
Ты скотинушку паси,
Ночевать ко мне ходи!
Пастух ночку ночевал –
Серу овцу потерял,
Он другую ночевал –
Коровушку потерял,
Он и третью ночевал –
Все стадо потерял. (Тульская губ.)
Аноним ID: Heaven 06/05/15 Срд 03:24:22 #3 №8819555 
dumb fuck
Аноним  OP 06/05/15 Срд 03:25:43 #4 №8819559 
>>8819555
Ебани тебя Егорий по башне.
Аноним  OP 06/05/15 Срд 03:35:09 #5 №8819583 
кап
Аноним  OP 06/05/15 Срд 04:13:53 #6 №8819703 
кап кап
Аноним ID: Вячеслав Протасиевич 06/05/15 Срд 04:21:30 #7 №8819718 
>>8819583
>>8819703
У вас крыша протекает?
Аноним  OP 06/05/15 Срд 04:37:09 #8 №8819759 
>>8819718
Неа, капаю тебе на лицо :З
Аноним ID: Ридван Палладиевич 06/05/15 Срд 04:47:17 #9 №8819780 
Народовер, поясни за Георгия, откуда форс с крылатым змеем? В вики только написано, что он раздал наследство и страданул за христианство.
Аноним  OP 06/05/15 Срд 04:52:53 #10 №8819805 
>>8819780
Он же змея мочканул. Уже после того, как страданул за христианство.
Аноним ID: Митрофан Прокопович 06/05/15 Срд 05:03:38 #11 №8819834 
Добра тебе няша:3
Люблю твои треды.
мимо ридонли-кун
Аноним  OP 06/05/15 Срд 05:38:18 #12 №8819891 
>>8819834
Народная культура всегда найдет путь к сердцу умного человека.
Аноним  OP 06/05/15 Срд 07:18:14 #13 №8820061 
кап кап кап
Аноним  OP 06/05/15 Срд 14:49:55 #14 №8823779 
кап кап кап кап
Аноним ID: Heaven 06/05/15 Срд 14:54:56 #15 №8823831 
Никогда не видел настолько поехавших здесь
Аноним  OP 06/05/15 Срд 14:57:11 #16 №8823850 
>>8823831
Это ты и тебе подобные поехали.
Я несу людям свет и сладость народной культуры, а вы, погрязшие в полит. терках, ксенофобы и расисты, белое принимаете за черное. Уже!
Аноним ID: Heaven 06/05/15 Срд 14:58:34 #17 №8823862 
Поехавший, а ты в бога веришь?
Аноним ID: Савватей Родионович 06/05/15 Срд 15:13:33 #18 №8824007 
>>8819780
Спиздили ж. Архетип солярного альфача змееборца был до этих охуительных историй про Жору.
Аноним ID: Heaven 06/05/15 Срд 15:17:45 #19 №8824049 
https://2ch.hk/b/
Обоссал недоумка.
Аноним  OP 06/05/15 Срд 15:17:52 #20 №8824051 
>>8823862
Я верю во Вселенную.

>>8824007
Христиане знать не знали ни про каких змееборцев древних славян.
Аноним  OP 06/05/15 Срд 15:18:13 #21 №8824056 
>>8824049
>Родновера обоссал - свою мамку утопил.
Аноним  OP 06/05/15 Срд 15:42:16 #22 №8824310 
кап
Аноним  OP 06/05/15 Срд 16:25:00 #23 №8824945 
кап кап
Аноним ID: Адриан Меркуриевич 06/05/15 Срд 16:31:41 #24 №8825039 
6 мая, день Червя-Пидора, Червепидорный день
На Червя-Пидора крестьяне ловили рыбу, варили уху, устраивали однополые оргии.

Червепидор на крючок
Тереби ты мой смычок
Коль родился мужиком
Поимей меня смычком


Путник, который приходил в село, во время празднования дня Червя-Пидора обязательно должен был пройти обряд, при котором его сношали старейшины села орально и анально. Прошедший обряд путник получал рыбную похлебку и место у костра.

Крестьянки в день Червя-Пидора дергали своих мужей за срамной уд, приговаривая:

Червепидор помоги
Уд у мужа удлини
Чтоб имел как кочергою
Чтобы дым из избы шел


Дети запускали воздушных змеев в форме Червя-Пидора, и дергали себя за срамные уды, чтобы найти себе подходящую пару, когда вырастут.
Аноним  OP 06/05/15 Срд 16:38:55 #25 №8825145 
>>8825039
А ты юморной
Аноним ID: Ярослав Красимирович 06/05/15 Срд 16:46:20 #26 №8825245 
>>8819805
Чому я не нашел где это?
Аноним  OP 06/05/15 Срд 16:56:51 #27 №8825373 
>>8825245
Я сейчас посмотрел - в вики тоже упомянуто среди чудес Гоши.
Аноним ID: Градомил  Судимирович 06/05/15 Срд 17:09:06 #28 №8825503 
>>8819528
Блядь, ты че тут забыл, поехавший?
Впервые встречаются настолько пизданутого фуфудьеносца, у тебя религиоблядство совсем мозг разъело?
Аноним ID: Ярослав Красимирович 06/05/15 Срд 17:12:20 #29 №8825531 
>>8825503
Ступай с Богом, одержимый. Тред годный, но слишком скучный, надо больше охуительных историй. Как Николай Угодник напиздил кого-то на Соборе, и прочая. Двач образовательный
Аноним  OP 06/05/15 Срд 17:29:10 #30 №8825668 
>>8825503
По-моему у тебя злоба мозг разъела.

>Блядь, ты че тут забыл, поехавший?

Я несу свет культуры в твою убогую жизнь.

>>8825531
Ты и пости тогда, мне не скучно. Культура не может быть скучной.
Аноним  OP 06/05/15 Срд 19:05:18 #31 №8826467 
кап
Аноним ID: Павлин Яковлевич 06/05/15 Срд 19:42:22 #32 №8826826 
Бля, мои именины
Аноним  OP 06/05/15 Срд 20:09:12 #33 №8827122 
>>8826826
Гога?
Аноним ID: Павлин Яковлевич 06/05/15 Срд 20:11:47 #34 №8827152 
>>8827122
Ага
Аноним  OP 06/05/15 Срд 20:15:04 #35 №8827177 
>>8827152
Он же Гоша и Жора?
Аноним  OP 06/05/15 Срд 21:10:22 #36 №8827689 
кап
Аноним  OP 06/05/15 Срд 23:20:30 #37 №8828900 
кап
Аноним  OP 06/05/15 Срд 23:43:59 #38 №8829162 
День подошел к концу
Аноним  OP 07/05/15 Чтв 00:30:20 #39 №8829570 
День кончился
Аноним ID: Устин Станимирович 07/05/15 Чтв 00:32:26 #40 №8829584 
14309479464340.jpg
Лучшие треды /po/. Молодцом, ОП.
Аноним ID: Захар Златомирович 07/05/15 Чтв 00:54:35 #41 №8829748 
>>8819528
МУДИЛА, ТЫ ОПЯТЬ ВЫХОДИШЬ НА СВЯЗЬ?
Аноним  OP 07/05/15 Чтв 01:50:09 #42 №8830111 
>>8829748
День прошел.
Аноним ID: Зоран Захарович 07/05/15 Чтв 02:16:46 #43 №8830209 
Хороший тред. Но почему именно в /po/?
Аноним  OP 07/05/15 Чтв 02:52:09 #44 №8830304 
>>8830209
Ты глупый? Это новость
comments powered by Disqus

Отзывы и предложения