24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Юрий на порог весну приволок.
Егорий землю отмыкает.
Пришел Егорий, и весне не уйти.
Егорий храбрый зиме ворог лютый.
Промеж гор лежит бугор, пришел Егор, унес бугор. (О снеге.)
Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает.
Святой Георгий красную весну на красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зажинает.
Заегорит весна, так и зябкий мужик шубу с плеч долой.
Егорий из-под спуда зелену травку выгоняет.
Зеленая травка – молока прибавка.
–
На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая).
Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т. е. зима установится, будет хороший санный путь).
Сена достает: у дурня до Юрья,а у разумного до Николы (22 мая).
До святого Юрья корм есть и у дурня.
Богатый сыт и в Юрьев день, а бедный терпит до Спаса (14 августа).
Егорий с ношей, а Никола с возом.
Егорий с кузовом, Никола с возом.
Егорий везет корму в тороках, а Никола возом.
Егорий с теплом, а Никола с кормом.
Егорий с водой, а Никола с травой.
В Егорьев день река выйдет, лед унесет, на Николу и травка вырастёт (Пинежье).
На Егорья мороз – будет просо и овес.
На Егорья мороз – под кустом овес.
На Егорья мороз – гречи хороши (Тамбовская губ.).
Когда на Георгия будет мороз и повторится через неделю то должно ожидать теплой осени (Тамбовская губ.).
Как в Егорьевску ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов с Егорьева дни на все лето, пока хлеб в поле стоит. Бывало, собирали сорок камешков, и как утренник, так выбросят камешек; смотрели, сколько еще оставалось их в мешочке. Ино и совпадется (Пинежье).
Юрий росу спустил. Гони животину на Юрьеву росу.
На Егорья роса – будут добрые просá (Орловская губ.).
На Юрья роса – не надо коням овса.
Будь здоров, как Юрьева роса.
Юрьева роса от сглазу, от семи недугов.
Катаются по Юрьевой росе, чтоб получить здоровье.
На Юрья дождь – скоту легкий год.
На Юрья снег — урожай на гречу,на Юрья дождь – гречи нерод.
На Егорья в некоторых местах запахивают пашню.
Егорий – ленивая сошка, на Егорья выезжает и ленивая соха.
Юрий починает полевые работы, Юрий и кончает.
Ранний посев ярового – с Юрья (Воронежская губ.).
Ранний яровой посев с Егорья,поздний – с Еремея (14 мая; Ярославская губ.).
Яровое сей до Егория (Новгородская губ.).
Не хвались на Юрьев день посевом,хвались на Николин травою.
Ясное утро на Юрья – ранний сев, ясный вечер – поздний (Новгородская губ.).
Ранний горох сей до Георгия ,поздний после Георгия (Нижегородская губ.).
Кто сеет овес с Егорья, тот убирает не зерно, а солому. Сей просо с Егорья, кончай Николой (Тамбовская губ.).
С Георгия начинают садить свеклу,сеять морковь и рассаду. Сей рассаду на Георгия, будет щей вдоволь (Воронежская губ.).
Сельскохозяйственные приметы на Егорьев день не совпадают по местностям, но практически на всей территории России к Егоръеву дню был приурочен первый выгон скота в поле, который воспринимался как большой праздник и соответственным образом обставлялся различными действиями, обрядами, песнями и приговорами.
На Егория скотину выгоняли в поле вербой, срезанной в вербное воскресенье. В поле выносили стол, на стол ставили икону, и попы служили молебен. Выгоняя скотину в поле вербой, приговаривали: «Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!» (Калининская обл.).
Юрьев день считался праздником пастухов, их одаривали, кормили в поле мирской яичницей.
В некоторых деревнях Валдайского уезда в этот день каждый домохозяин приходит в поле с испеченным нарочно караваем (белым хлебом), каравай этот называется «моленником»,.. и первый кусок от оного уделяют пастуху, оставшимся кормят возвратившийся в тот день с поля скот (Новгородская губ.).
На Егорья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал.
В день выгона скота пекли обрядовое печенье в виде «коровок», «лошадей», «козулек» и прочих животных, отдаваемых под наблюдение Егория и пастуха. Крестьяне верили,что Егорий сам, невидимо для людей, выезжает в поле на своем белом коне и пасет скот, охраняя его от зверей, над которыми тоже властвует.
В прежние времена леса в нашей стране занимали обширные пространства и изобиловали дикими животными, так что выпас скота всегда был сопряжен с опасностью. Стремясь предотвратить беду, крестьяне прибегали ко всякого рода оберегам, основанным, как правило, на магии сходства: «Когда по весне первый раз выпускают скотину в лес, на печной заслон нужно выкрошить хлеба и давать на заслоне корове. При этом один раз произносят: «Как этот заслон в кажную ночку стоит на своем месте, так бы наша коровушка Пестронюшка в кажну ночь стояла в нашем дворе» (Архангельская губ.).
В селах Московской губ. хозяйка, выгоняя первый разв поле корову, заставляла ее переступить через положенную в воротах клюшку, а потом, ударяя ее клюшкой, приговаривала: «Тели телок, тели телок!» Вместо клюшки мог использоваться сковородник: «Как сковородник от печки не отходит, так пусть бы и скотина от двора не отходила».
В такой же день крестьянка Архангельской губ. повязывала вокруг голого тела пояс, а затем расстилала его в воротах,через которые выгоняли скотину, приговаривая: «Коль крепко и плотно пояс вокруг меня держится, толь крепко и плотно Пестронюшка вокруг двора держится и своей большушки матушки. Век и повеку, отныне и до веку».
Поступали и следующим образом: «сливали в один сосудводу, взятую из трех ключей, с приговором: «Во имя отца и сына и святого духа. Как бы сия ключевая вода стекала в одно место, так бы сходился и стекался мой скот любимый, крестьянский жить в одно место».
Георгий Победоносец считался покровителем домашнего скота, и к нему обращались с просьбами защитить, уберечь коров, овец, лошадей. Наибольшей силой, по мнению народа, обладало обращение именно в Егорьев день, во время первого выгона на подножный корм.
«Спасителю Победоносцу и Чудотворцу! Отче наш, Георгий, спаси и сохрани нашу скотинку Рудонюшку и Пестронюшку в темных лесах, в жидких местах от диких зверей, от пловучих змей и от злых людей. Амины».
На Егорья ребятишки обходили с приговорами все дома селения, а затем шли в поле и там оставляли сделанные из прутиков маленькие кресты.
Мы вокруг поля ходили,
Мы Егорья окликали,
Мы Макарья величали.
Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.
Так окликали Егорья на Тамбовщине прошлого века. В костромских деревнях ребятишки ходили по домам, кликали Егорья под окнами и выпрашивали яйца.
Если окликальщикам выносили гостинцы, они продолжали:
Дай вам бог,
Надели, Христос,
Двести коров,
Полтораста быков,
Семьдесят тёлушек,
Лысеньких,
Криволысеньких!
Они в поле-то идут –
Всё помыкивают,
Они из поля идут –
Всё поигрывают.
Если хозяева отказывали, ребята грозили:
Кто не даст яйца –
Всю скотинку со двора
Под медведюшка!