24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Когда слышишь в качестве определения что-то вроде марксистского "это то, что объединяет Х Y Z которые не объединяются больше ничем" или банального "то что изучает общее/самое общее", то сразу в голову приходит отторжение.
Ведь первый ответ называет признак философии, а не ее суть, а если знаешь признак но не знаешь суть, то суть можешь перепутать и можно подобрать такие X Y Z что изначальная задумка определения обратится в абсурд.
А второй ответ бесполезен, потому что любое знание изучает какое-то общее, а любое общее является самым общим для своих частей.
Можно попытаться описать философию как то, что изучает единый предмет "общее всех общих", "сущее как таковое" и тому подобное. И тем самым попытаться дать ей строгую границу.
Но это видимость, потому что если назвать общее философии каким-то особым общим, или чистым сущим, то в конечном итоге мы снова просто скажем, что философия изучает всё сразу, что не очень понравится людям которые пытаются втиснусть философию в какие-то строгие рамки.
Пожалуй философию не стоит заключать в какие-то очень строгие рамки, достаточно ограничить ее с одной стороны, по старинке сказав, что она изучает умопостигаемое, общие понятия, итд итп.
Придумывать ей особый специальный предмет, будь то сочетание каких-то других предметов или какой-то специальный один предмет не имеет смысла.
Во-первых неясно, почему философия должна ограничиваться только какими-то определенными несколькими предметами, во-вторых как было сказано, приписывание ей какого-то одного строгого предмета названного общим, сущим, итд, только уничтожает философию, ведь как было сказано выше, тогда все то что не было философией тогда окажется философией, и чего-либо выше этого для философии не останется.
Таким образом философия будет всем, и ничем более, при этом.
Выход может быть в том что бы оставить за философией право изучать бесконечное множество умопостигаемых сущностей и их сочетаний, не сводя их к чему-то одному по принуждению, то есть не сводя философию к какой-то одной такой сущности.
И Платон как я предполагаю, правильно так не делал, ведь Благо непознаваемо не только как вещь, но и как идея.
Тогда философия - и все, и нечто большее, и ограниченная и неограниченная.
Как вы думаете? Верно ли я понял?