24 декабря 2023 г. Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала и еще через несколько дней «Петры-Павлы» сливались в один большой праздник, наполненный для земледельца огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.
Репу сей на Аграфену – хороша репа будет.
Матушка-репка,
Уродись крепка,
Ни густа, ни редка –
До великого поста.
Репа да горох и сеются про воров.
Завидны в поле горох да репа, кто ни пройдет – щипнет.
Мимо девки да мимо репки так не пройдешь.
-
На Аграфену гречиха мала, овсу порост.
-
С Аграфены начинают купаться, «закупываются».
В этот день в некоторых местах бывают общие купанья, сопровождаемые песнями.
Особенно радовались купанию дети: пытаясь столкнуть один другого в воду, выкрикивали:
С плота долой,
Катись бородой!
В воде, прежде чем нырнуть, каждый говорил:
Пройду бобром –
По воде плавком,
Трижды окунусь –
Словно белый гусь.
или:
Гребу бобром –
По воде плавком,
Трижды окунусь,
Да не захлебнусь.
Нырком пройду,
Из-под воды вон уйду.
Тот, кому в уши попала вода, наклонив голову, скакал на одной ноге, приговаривая:
Вылейся, водичка,
Да по рукавичку:
Под пень,
Под колоду,
К лягушкам, к болоту.
-
На Аграфену обязательно мылись и парились в банях.
Архангелогородцы, жители Подмосковья пол в банях застилали в этот день свежею травою, «и девушки парятся свежими вениками, связанными из целебных трав». В Тверской губ. парились вениками, утыканными цветами, специально для этого сорванными.
Обыкновенно именно в день Аграфены Купальницы заготавливали веники на весь год. Для этого девушки и женщины после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес. Веники делали не только березовые, на Вологодчине предпочитали вязать их из различных пород лиственных деревьев и растений, так что в каждый веник входило по ветке от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины, по цветку разных сортов.
Заготовка веников шла под песни.
Веники, веники,
Веники, комелики
На печи валяются,
В лапти обуваются.
Кум Иван, кум Иван,
Кум Гаврила, кум Гаврила,
Я Гавриле говорила:
Веники, веники... и т. д.
(Ленинградская обл.)
-
Дуня бéла, румянá,
Зачем любишь Ивана?
«Я за то люблю Ивана,
Что головушка кудрява!»
Ваня чист и речист,
Горазд речи говорить.
Подговаривал Дуняшу
Одну ночку ночевать:
«Ночуй, Дуня, ночуй, Дуня,
Погости, голубушка!
Ты ночуешь у меня –
Подарю, Дуня, тебя!
Подарю тебе сережки
Я серебряные!
Что вторые – золотые
Со подвесочками!
А во славушку войдем –
Жемчужные заведем!»
(Вологодская губ.)
-
В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай «выкатывать ржи», то есть мять их, валяясь по полосе.
В окрестностях г. Кириллова (Вологодская губ.), по сообщению одного из собирателей, в день Аграфены Купальницы все девушки («невесты» и подростки) расхаживают в своих лучших нарядах по домам и говорят: «Умойте!» Это значит – подарите что-нибудь из девичьих украшений: ленточку, бусы, сережки и проч.
Не менее интересны сведения из Костромской губ. Здесь девицы собирались к одной из своих подруг «толокчи в ступе ячмень», из которого на другой день варят кашу и едят ее вечером с коровьим маслом. Потом, взяв передние колеса телеги с осью и оглоблями, возили сидящих на оси по селению и полям, распевая до утренней зари. В заключение умывались росой, думая, что она приносит здоровье.
На Аграфену – обетная каша, складчиной. Обед вскладчину, состоящий из постных блюд, выставляли в некоторых деревнях Вологодчины для нищей братии. Столы выставлялись прямо посреди деревни, и на такую трапезу являлось иногда человек до трехсот.
Пожалуй, самым главным событием дня Аграфены Купальницы был сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей.
«Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады».
Собирают крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые сжигают, чтобы избавиться от несчастий и бед.
Древо древанское,
Листья моханские,
Цветы ангельские,
Когти дьявольские –
так описывают шиповник на Северной Двине.
Крестьяне, для предохранения себя от ведьм, кладут в этот день на окнах изб жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов – молодое осиновое дерево, вырванное непременно вместе с корнем.
По убеждению народа, в ночь на Ивана Купала деревья переходят с места на место и разговаривают между собой посредством шелеста листьев: беседуют друг с другом животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
Девушки Онежского уезда Архангельской губернии выходили искать «ивановский борщ» – растение, имеющее, по их мнению, большую целительную силу. Девушки отправлялись целыми компаниями, в сопровождении парней. Поиски сопровождались играми и возней, так что травы подвергались значительному вытаптыванию.
Белую кувшинку называют кое-где «одолень-травой», ее собирали по заводям и заглохшим прудам, чтобы при случае взять с собой в дорогу как надежное средство от разных бед и напастей.
Ночью, до восхода солнца, рвали цветы Иван-да-Марья. Если их вложить в углы избы, то вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цвета растения) будут говорить, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин с хозяйкой.
В ночь с Аграфены на Ивана, «до восхода солнца, чтобы никто тебя не видел, рви чернобыльник; под корнем найдешь уголь; он от многих болезней облегчение доставляет – от брюха, тошноты и прочее. Если увидят тебя за этим делом – уголь уйдет в землю».
Накануне Ивана Купалы девушки гадали по травам:
1. Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый – «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!»
2. В полночь надо было набрать цветов и положить под подушку; утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось – в этом году замуж выйдешь.
3. Под голову на ночь клали подорожник (трипутник) со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
В течение всего дня и ночью звучали песни.
Я по цветикам ходила,
По лазоревым гуляла,
Цвета алого искала.
Не нашла цвета алого,
Супротив мого милого.
Эх, мой миленький хорош,
Чернобров, душа, пригож.
Мне подарочек принес,
Мне подарок дорогой –
С руки перстень золотой.
Мне не дорог твой подарок,
Дорога твоя любовь.
Не хочу перстня носить,
Хочу так тебя любить.
(Тульская губ.)
-
Бей трепака, не жалей башмака!
– Мне не жалко бащмака,
Жалко зеленого чулка.
Башмак батюшка купил,
Чулок милый подарил;
Он не так мне подарил –
Ночевать ко мне ходил.
(Курская губ.)
-
Расколися, сырой дуб,
На четыре грани!
А кто девушку полюбит,
Того душа в раи.
Кто молодушку полюбит,
Того душа на спасенье,
А кто старую старуху обоймет,
Тот в аде места не найдет.
(Тульская губ.)
-
Ивашка молодчик!
Не стой под рекою,
Не махай рукою!
Не быть мне за тобою.
Обещай моему татке
Коня вороного,
А мамке коровку,
Брату жеребенка,
А сестрице теленка!
(Псковская губ.)
-
Как у бабушки курочки велись,
У Макарьевны рябенькие.
Через перушки на золоте,
А через два-три позолоченные.
У нас завтра праздничек,
Праздничек Иванов день.
Все добры люди капустку заламывали,
А я, млада, в огороде не была,
Не была, не заламывала,
Хоть капустушка не клубиста,
А я девушка грудиста.
(Новгородская губ.)
-
Еще что кому до нас,
Когда праздничек у нас!
Завтра праздничек у нас –
Иванов день!
Уж как все люди капустку
Заламывали.
Уж как я ли, молода,
В огороде не была.
Уж как я за кочан,
А кочан закричал,
Уж как я кочан ломить,
А кочан в бóрозду валит:
«Хоть бороздушка узéнька –
Уляжемся!
Хоть и нóчушка маленька –
Понабаемся!»
(Новгородская губ.)